ПИЩА и УТВАРЬ

 

 Материалы из книги «Прибалтийско-финские народы России» Издательство «Наука» 2003г.

ПИЩА

Основу пищевого рациона у вепсов составляли мучные продукты, главным из которых являлся хлеб (leib). Его обычно выпекали из ржаной муки, иногда с добавлением ячменной или овсяной.
Хлеб пекли в русской печи, куда помещалось одновременно 7-8 караваев. http://vkontakte.ru/photos.php?act=show&id=-1927... http://vkontakte.ru/photos.php?act=show&id=-1927... До середины 1920-х годов хлеб пекли исключительно в домашних условиях, затем появился и хлеб фабричной выпечки - его стали получать в счет заработка на лесозаготовках. С середины 1930-х годов стали организовываться общественные пекарни и в вепсских деревнях.
Хлеб часто крошили в молоко, суп и так ели (ср. в. и сев. в. - hillod, ср. в. -hiloized, krusivod, ср. и ю.ж. в. - krusvod)
Для вепсской кухни, как и для карельской и севернорусской, характерно изобилие изделий из кислого и пресного теста: пирогов, пирожков, калиток, блинов и т.д. Их формы и рецепты имели некоторые локальные различия. Из кислого ржаного теста пекли хлебцы без начинки (cupnik, testanik, kos'ak), а также "помазухи" (levas) - круглой формы открытые пироги с начинкой из толокна (taakuri) или манной крупы, заправленных яйцом. Пекли также "колобы" (ср. в. - kolob, сев. в. и юж.в. -plot): тесто раскатывали на лепешки, в середине которых делали ямку для начинки из толокна, сметаны и яиц.

 

 Одним из любимых видов открытых пирогов были калитки (ср. в. - kalitk, robil'/994002/1/k,%20%F1%E5%E2.%20%E2.%20-%20kalit,%20%FE%E6.%20%E2.%20-%20suusin%29%20http://vkontakte.ru/photos.php?act=show&id=-1927...%20.%20http://vkontakte.ru/photos.php?act=show&id=-1927...%20%20%C4%EB%FF%20%EA%E0%EB%E8%F2%EE%EA%20%E4%E5%EB%E0%EB%E8%20%EF%F0%E5%F1%ED%EE%E5%20%F2%E5%F1%F2%EE%20%E8%E7%20%F0%E6%E0%ED%EE%E9%20%EC%F3%EA%E8,%20%E7%E0%EC%E5%F8%E8%E2%E0%FF%20%E5%E3%EE%20%ED%E0%20%EC%EE%EB%EE%EA%E5,%20%EF%F0%EE%F1%F2%EE%EA%E2%E0%F8%E5%20%E8%EB%E8%20%E2%EE%E4%E5.%20%D2%E5%F1%F2%EE%20%F0%E0%F1%EA%E0%F2%FB%E2%E0%EB%E8%20%28"екали") на очень тонкие лепешки - сканцы (yalik, skanc). http://vkontakte.ru/photos.php?act=show&id=-1927... На сканцы клали различную начинку: вареный толченый картофель, кашу, творог, капусту, горох, толокно. В начинку добавляли молоко, по возможности — яйцо, масло, сметану. Края сканца защипывали так, что вокруг начинки образовывался бортик. http://vkontakte.ru/photos.php?act=show&id=-1927...
Южные вепсы наряду с "тонкими калитками" Qiaikad suusnad) пекли и "толстые" (jamedad suusnad). Тесто для них ставили из пшеничной муки на дрожжах (sepid) и на молоке. Начинку готовили такую же, как и для тонких калиток.

 

 Из подсоленного ржаного или ячменного теста, замешанного на воде или кислом молоке, северные вепсы выпекали сканцы без начинки, затем сканцы смазывали сверху маслом и клали начинку. http://vkontakte.ru/photos.php?act=show&id=-1927... http://vkontakte.ru/photos.php?act=show&id=-1927... Сканцы с начинкой из ячменной каши назывались сулъчины (sul'cinad), из толокна на сметанной основе - просто сканцы (scancad). В праздничные дни такие сканцы подавали к вареному мясу. Блины пекли обычно из овсяной муки (kagraine blin, ktirz). Ели их с солеными волнушками, творогом, брусникой. Пекли также и оладьи (oland'"снежинки" (luminikad) пекли из гороховой муки, взбитой со снегом.


 

 В употреблении были различные крупы - овсяная, ячневая, гречневая. Из них варили каши и похлебки. Из толокна, а также гречневой и ячневой круп варили жидкие каши, по возможности на молоке (nozoo kas ). Из ржаной и ячменной муки заваривали затируху или загусту (pudr), которую ели обычно с простоквашей. Бытовала поговорка: "Pudr barbi kohossaa, blinad kindust sehe ossaa" ("Загуста до куста, блины до порога"), т.е. сытости от этой пищи хватало ненадолго. Из сваренного в печи ржаного солода с брусникой получалось кушанье, аналогичное русской кулаге, - uttud bol, bolsti, bolkas. Сырьем для изготовления толокна служил овес (сев. в. - toukund'ouh, ср. в. и сев. в. - toukun, ср. в. и юж. в. - taaukun). Для этого зерно в чугуне распаривали в течение суток в печи, затем сушили, мололи на жерновах и просеивали.
Толокно, замешанное на холодной воде с солью, представляло кушанье, которое называлось topr , со сметаной и простоквашей - toukusiidei. Ели также кушанья из овсяной муки, замешанной на воде из квашни - libuitahtaz, libuitaitahtaz. Средние вепсы заваривали из толокна овсяную загусту (korboi, korboikas, korboitahtaz) (; если же туда добавляли бруснику, то получали boltahtaz.

 

 Из горячих жидких блюд готовили различные похлебки и супы (kiitoz, keitoz, sup): мясные и постные - рыбные, грибные, овощные, щи с крупой, картофелем, щавелем {kisl'ankad, tulicud), в голодные времена - с крапивой (sihlaine).
Рыба, которую очень любили, играла вообще большую роль в питании. Ее вялили, жарили, готовили из нее супы. Очень любима была уха (kalasti, lent, lemuz), которую варили из свежей рыбы. Зимой была обычной уха из сущика -мелкой сушеной рыбы (ср. в. — maimlemuz, maimsti, maimkiitmine, сев. в. — maim-kas). Предварительно ее размачивали в воде, при варке в уху добавляли картофель. Сушили в основном мелочь, которую, не очищая, раскладывали в печи на застеленном соломой противне. Некоторые рыбаки заготовляли для семьи до 5-6 пудов сушеной рыбы. Крупная рыба шла также на начинку для пирогов-рыбников. Ее разрезали с хребта и вынимали внутренности, сохраняя только пищевод и желудок, считавшиеся деликатесом. Часть рыбных внутренностей и чешуи добавляли при варке студня (kalastuden').

 

 Мясо {liha) обычно ели только в период тяжелых физических работ: сенокоса, разработки подсеки, лесозаготовок, хотя такая возможность была и не у всех. На мясе варили супы, его также жарили, использовали для начинки пиро¬гов, вялили. В феврале - начале марта, в весенний забой скота, куски говядины или баранины солили и подвешивали с помощью деревянных крючков на длинную жердь, закрепленную под застрехой (rdustaz) на фасадной стороне избы. Готовое к употреблению вяленое мясо (ahavoicetud liha) завертывали в тонкую, редкую ткань для предохранения от мух и вешали на чердаке, где оно могло храниться до 2 лет. Вяленое мясо использовали для приготовления супов, холодца или ели просто так. В осенний забой скота мясо обычно засаливали в бочках. Употребляли в пищу также дичь. В некоторых вепсских деревнях мясо зайца и медведя до начала XX в. не ели. Аналогичный пищевой запрет существовал у карел (Материальная культура сегозерских карел, 1981. С. 140-141), что, возможно, связано с отголосками тотемических представлений у этих народов.
На праздники или после забоя скота в осенне-зимний период северные вепсы делали "колбасу" (kiskad), начиняя тщательно вымытые кишки толокном или кашей, а затем их варили.


 

 Значительное место в рационе вепсов занимали молоко и молочные продукты. Весной, когда подходили к концу запасы продовольствия, даже в дни постов приходилось питаться молоком. Его употребляли в свежем (resk maid), кислом (muiged maid), топленом (hauduted maid) виде. Из молока делали простоквашу (ср. в. - hapanmaid, сев. в. - hapamaid, happu, юж. в. - valimaid, prostokvas, prostokis). Из простокваши делали творог (ср. в., сев. в. - rahtod, юж. в. - saged maid, tvorog). http://vkontakte.ru/photos.php?act=show&id=-1927...
Сыворотка из-под простокваши (maidvezi, rahtvezi) хорошо утоляла жажду, ее часто брали с собой на сенокос. Добавляли сыворотку и в тесто при выпечке хлеба. Из сливок получали сметану (ср. в. - siizutez, юж. в. - kandatez), сбивали сливочное масло (voi). Очень вкусным считался творог, запаренный с остатками топленого масла (ahkud). Сливочное масло производили для собственного потребления, на продажу или для обмена на привозные товары.
Употребляли также и растительные масла. Из льняных или конопляных семян на специальном рамном деревянном станке выжимали масло (ptiha voi), применявшееся обычно в дни постов для жарения и как добавка в разные кушанья. Ели его и просто с хлебом. Льняные и конопляные выжимки (kabu) использовали в качестве начинки для калиток.

 

 Яйца шли как для добавки в тесто и начинки, так и прямо в пищу в вареном виде и в форме яичницы. Они играли значительную роль в ритуальных трапезах и блюдах, поскольку, как и у других народов, считались символом плодородия.
Самым популярным овощем была репа, которую ели в сыром виде, ее так-же парили, сушили, вялили. Для парения репу клали в печь, замазывали заслонку глиной и держали так в течение суток. Так же готовили и брюкву. Из репы с ржаной мукой средние вепсы варили репную кашу -lohkii, lohkoikas. Пареную репу (юж. в. - haudad, ср. в. - houdad) частью сушили для изготовления сусла (susl) и делали из нее репный квас (repoi). У северных вепсов из вареной репы приготовляли repoi, а из сушеной - квас (suloi), который был слаще. Сушеные овощи молодежь брала жевать на "беседы".
Капусту для длительного хранения квасили в деревянных кадках. http://vkontakte.ru/photos.php?act=show&id=-1927... Лук, морковь, редьку, зеленый лук (laakhein) использовали в качестве приправы и начинки для пирогов.


 

 Постепенно, с XIX в. в рацион питания вепсов стал входить картофель. Он использовался для супов, начинки для разных пирогов и калиток, приготовления запеканки. Вареный картофель подавали на стол как целыми клубнями, так и в толченом виде.
Немалое место в питании занимали плоды собирательства, тем более что леса и болота изобиловали грибами и ягодами.
Использование грибов различалось по их сортам. http://vkontakte.ru/photos.php?act=show&id=-1927... Пластинчатые грибы -волнушки (bounuh), серушки (seruh), грузди (gruzd'), рыжики (lepac) - засаливали в больших количествах в кадках. Губчатые грибы (babuk) - белые, подосиновики, подберезовики - сушили и жарили. http://vkontakte.ru/photos.php?act=show&id=-1927... Из грибов делали начинку для пирогов, варили супы, их ели с блинами, с картошкой и т.д. http://vkontakte.ru/photos.php?act=show&id=-1927...
Стол значительно разнообразили лесные ягоды. http://vkontakte.ru/photos.php?act=show&id=-1927... Малину, голубику, землянику http://vkontakte.ru/photos.php?act=show&id=-1927..., черную смородину, красную смородину, костянику ели только в свежем виде. Бруснику, чернику, морошку использовали и как начинку для пирогов. Кроме того, бруснику мочили, парили и зимой готовили из нее блюда с толокном или с молоком. http://vkontakte.ru/photos.php?act=show&id=-1927... Иногда собирали и ели плоды шиповника, черемухи. Чернику и рябину сушили. Клюкву хранили в свежем виде, используя для приготовления киселя и морса. Варенье из-за отсутствия сахара раньше не делали.

 

 Из напитков вепсам, кроме молока и сыворотки, были известны различные квасы, чай (cai). Чай раньше пили только по праздничным дням. Обязательным напитком на любом празднике у вепсов было пиво (olud). Процесс приготовления этого напитка отнимал много времени, что отразилось в поговорке: "Нету дела - завари пива". Солод для пива северные и средние вепсы готовили из ячменя, а южные - из ржи. К солоду иногда добавляли соответственно ячменную или ржаную муку. Пиво варили в деревянной кадке (oludlai), опуская туда нагретые на костре камни. Аналогичным способом готовили пиво и соседние русские. По мнению русских, вепсы варили и употребляли пиво в больших количествах (Петерсон, 1975. С. 258-259).
У северных вепсов традиция "пивных праздников" была менее развита, очевидно, поэтому здесь не сохранился и термин olud, как у других групп вепсов. Здесь оно называлось пиво (pivo) и его варили только в очень важных случаях: например, к свадьбе, причем это делали приходящие в деревню пивовары.
Другие спиртные напитки - вино и водку - употребляли крайне мало. Только в праздники мужчинам и парням можно было выпить 1-2 рюмки, а женщинам этого вообще не разрешалось. Пьяного человека в вепсской деревне в конце XIX - начале XX в. можно было встретить чрезвычайно редко.

 

 Будничный распорядок приема пищи был следующим. Завтрак (murgin) женщины готовили после утреннего ухода за скотиной. Следующий прием пищи назывался pabetk (в 11 часов). Обед (long) был через 1-2 часа после полудня, а ужин (ср. в. - ehtlongi, юж. в. - uzn) устраивался вечером после работы.
Вепсы, как все православные, соблюдали посты. Многодневных постов было четыре. Рождественский (Филиппов) пост (ср. в. - Rastvam piha, юж. в. -Karacunan piha) продолжался с 15/28. 11 по 25.12/7.01. Самым длительным, с понедельника после Масленицы до Пасхи, был Великий пост (Sur' piha). С первопонедельника после Духова дня до праздника святых Петра и Павла (29.06/12.07.) продолжался Петров пост (ср. в. - Pedrum ptiha, юж. в. - Pedron piha). С 1/14 по 15/29 августа длился Успенский пост (Spasan piha). Кроме того, существовали и постные дни недели - среды и пятницы. Соблюдение постов предполагало отказ от употребления скоромной пищи.

 

 Различные традиционные блюда служили важной составной частью многих обрядов, в частности - поминальных и свадебных. У южных вепсов теща во время послесвадебной гостьбы кормила зятя блинами из гороховой муки, а у северных вепсов - пряжеными (жареными) пирогами из пшеничной муки (pirgad). Пряженые в масле пироги были обязательным блюдом на Рождество, Новый год, Масленицу и в жатвенные праздники, - lopimpirgad (букв, "конечные пироги").
Поминальной едой были густой овсяный кисель (kagraine kiseV) и каша-кутья (kutja). В прошлом ее готовили из вареных подслащенных ржаных и пшеничных зерен, сейчас - из риса.
Важную роль в различных ритуалах играли куриные яйца и блюда из них. Вареными яйцами поминали покойных, http://vkontakte.ru/photos.php?act=show&id=-1927... их использовали в обряде обхода скота. При пожаре пасхальное яйцо, по поверьям южных вепсов, тушило огонь, если с ним обойти три раза вокруг горящего объекта. Яичница (ср. в. - kolotih, сев. в. -munapirg, munavic munaric, юж. в. - kanamunanic, munanic) была ритуальной едой в свадебных обрядах. В южновепсских деревнях и в д. Войлахте также и после завершения жатвы всей семьей садились за стол и съедали яичницу.
В настоящее время традиционные черты в пищевом рационе вепсов в определенной степени продолжают сохраняться.


 

 УТВАРЬ

Для приготовления и хранения пищи использовались глиняные сосуды разнообразной формы. Это были горшки (pada), миски (latk, bl'od), кубышки, кув¬шины (kuksin, n'/994002/1/orac%29,%20%F1%EE%EB%EE%ED%EA%E8%20%28soonik%29,%20http://vkontakte.ru/photos.php?act=show&id=-1927...%20%EC%E0%F1%EB%E5%ED%EA%E8%20%28%F1%F0.%20%E2.%20-%20voilatk,%20%FE%E6.%20%E2.%20-voiastii%29,%20%F1%EB%E8%E2%EE%F7%ED%E8%EA%E8%20%28%EF%E5%EF%E0%B8%29%20%E8%20%E4%F0.%20http://vkontakte.ru/photos.php?act=show&id=-1927...%3Cbr%3E%D2%E0%EA%E0%FF%20%EF%EE%F1%F3%E4%E0%20%EF%EE%F1%F2%F3%EF%E0%EB%E0%20%E2%20%EE%F1%ED%EE%E2%ED%EE%EC%20%E8%E7%20%E4%E2%F3%F5%20%F0%E0%E9%EE%ED%EE%E2%20%E3%EE%ED%F7%E0%F0%ED%EE%E3%EE%20%EF%F0%EE%E8%E7%E2%EE%E4%F1%F2%E2%E0.%20%CF%E5%F0%E2%FB%E9%20%E8%E7%20%ED%E8%F5%20%F0%E0%F1%EF%EE%EB%E0%E3%E0%EB%F1%FF%20%E2%20%F1%F0%E5%E4%ED%E5%EC%20%F2%E5%F7%E5%ED%E8%E8%20%F0.%20%CE%FF%F2%FC,%20%ED%E0%20%E3%F0%E0%ED%E8%F6%E5%20%D2%E8%F5%E2%E8%ED%F1%EA%EE%E3%EE%20%F3%E5%E7%E4%E0%20%CD%EE%E2%E3%EE%F0%EE%E4%F1%EA%EE%E9%20%E3%F3%E1%E5%F0%ED%E8%E8%20%E8%20%CB%EE%E4%E5%E9%ED%EE%EF%EE%EB%FC%F1%EA%EE%E3%EE%20%F3%E5%E7%E4%E0%20%CE%EB%EE%ED%E5%F6%EA%EE%E9%20%E3%F3%E1%E5%F0%ED%E8%E8.%20http://vkontakte.ru/photos.php?act=show&id=-1927...%20%C3%EB%E8%ED%FF%ED%F3%FE%20%EF%EE%F1%F3%E4%F3%20%E7%E4%E5%F1%FC%20%E8%E7%E3%EE%F2%EE%E2%EB%FF%EB%EE%20%EA%E0%EA%20%E2%E5%EF%F1%F1%EA%EE%E5,%20%F2%E0%EA%20%E8%20%F0%F3%F1%F1%EA%EE%E5%20%ED%E0%F1%E5%EB%E5%ED%E8%E5.%20http://vkontakte.ru/photos.php?act=show&id=-1927...://vkontakte.ru/photos.php?act=show&id=-192783_1089...%3Cbr%3E%3Cbr%3E %3B%3C/p%3E%0A%09%09%09%09%09%09%09%09%09%09%09%20%3C/p%3E%0A%09%09%09%09%09%09%09%09%09%09%3Cp%3E %3B%CF%F0%EE%E4%F3%EA%F6%E8%FF%20%ED%E0%F5%EE%E4%E8%EB%E0%20%F1%E1%FB%F2%20%ED%E5%20%F2%EE%EB%FC%EA%EE%20%E2%20%E1%EB%E8%E6%E0%E9%F8%E8%F5%20%EE%EA%F0%E5%F1%F2%ED%EE%F1%F2%FF%F5,%20%ED%EE%20%E8%20%E7%E0%20%EF%F0%E5%E4%E5%EB%E0%EC%E8%20%FD%F2%E8%F5%20%E3%F3%E1%E5%F0%ED%E8%E9.%20%CC%E5%ED%E5%E5%20%F0%E0%F1%EF%F0%EE%F1%F2%F0%E0%ED%E5%ED%ED%EE%E9,%20%E2%20%EE%F1%ED%EE%E2%ED%EE%EC%20%E2%20%FE%E6%ED%EE%E2%E5%EF%F1%F1%EA%E8%F5%20%E4%E5%F0%E5%E2%ED%FF%F5,%20%E1%FB%EB%E0%20%E3%EB%E8%ED%FF%ED%E0%FF%20%F3%F2%E2%E0%F0%FC,%20%E8%E7%E3%EE%F2%EE%E2%EB%FF%E2%F8%E0%FF%F1%FF%20%E2%20%E1%E0%F1%F1%E5%E9%ED%E5%20%F0.%20%DF%EB%EE%F1%FC%EC%FB%20%28%EF%EE-%E2%E5%EF%F1%F1%EA%E8%20Jalosma%29,%20%E2%20%D2%E8%F5%E2%E8%ED%F1%EA%EE%EC%20%F3%E5%E7%E4%E5%20%CD%EE%E2%E3%EE%F0%EE%E4%F1%EA%EE%E9%20%E3%F3%E1%E5%F0%ED%E8%E8.%20%CE%20%E3%EE%ED%F7%E0%F0%E0%F5%20%FD%F2%EE%E3%EE%20%F0%E0%E9%EE%ED%E0%20%E1%FB%F2%EE%E2%E0%EB%E0%20%E4%E0%E6%E5%20%EF%EE%E3%EE%E2%EE%F0%EA%E0:"Не боги горшки делают, а те же ялосомы".
Употребляли вепсы и покупную металлическую посуду, чугуны, противни, сковороды (rehtW), котелки (katl'/994002/1/aine%29,%20%EF%EE%F1%EB%E5%E4%ED%E8%E5%20%E1%F0%E0%EB%E8%20%E4%EB%FF%20%E2%E0%F0%EA%E8%20%EF%E8%F9%E8%20%E2%EE%20%E2%F0%E5%EC%FF%20%EB%E5%F1%EE%E7%E0%E3%EE%F2%EE%E2%EE%EA.%20http://vkontakte.ru/photos.php?act=show&id=-1927...%3Cbr%3E%CD%E0%E8%E1%EE%EB%E5%E5%20%E4%EE%F1%F2%F3%EF%ED%FB%EC%20%E8%20%F3%E4%EE%E1%ED%FB%EC%20%E2%20%EE%E1%F0%E0%E1%EE%F2%EA%E5%20%EC%E0%F2%E5%F0%E8%E0%EB%EE%EC%20%E1%FB%EB%EE%20%E4%E5%F0%E5%E2%EE.%20http://vkontakte.ru/photos.php?act=show&id=-1927...%3Cbr%3E%CF%EE%FD%F2%EE%EC%F3%20%F8%E8%F0%EE%EA%EE%20%E8%F1%EF%EE%EB%FC%E7%EE%E2%E0%EB%E8%F1%FC%20%F1%EE%F1%F3%E4%FB,%20%E4%EE%EB%E1%EB%E5%ED%ED%FB%E5%20%E8%E7%20%E4%E5%F0%E5%E2%E0%20%E8%20%EA%E0%EF%E0:%20%E2%E5%E4%F0%E0%20%7BVadr,%20katil%29,%20%EA%EE%E2%F8%E8%20%28kous,%20kauh,%20kouvaz%29,%20%F7%E5%F0%EF%E0%EA%E8%20%28cerpaak%29,%20%EF%EE%E2%E0%F0%E5%F8%EA%E8%20%28pavaric%29,%20%F1%F2%F3%EF%FB%20%E4%EB%FF%20%F2%EE%EB%F7%E5%ED%E8%FF%20%E7%E5%F0%ED%E0%20%28humbar%29.%20http://vkontakte.ru/photos.php?act=show&id=-1927...%20http://vkontakte.ru/photos.php?act=show&id=-1927...%3Cbr%3E%20Co%20%E2%F0%E5%EC%E5%ED%E5%EC%20%F2%E0%EA%E0%FF%20%F3%F2%E2%E0%F0%FC%20%E2%FB%F2%E5%F1%ED%FF%EB%E0%F1%FC%20%EC%E5%ED%E5%E5%20%F2%F0%F3%E4%EE%E5%EC%EA%EE%E9%20%E2%20%E8%E7%E3%EE%F2%EE%E2%EB%E5%ED%E8%E8%20-%20%E1%EE%ED%E4%E0%F0%ED%EE%E9.%20%C8%E7%20%EA%EB%E5%EF%EA%E8%20%28%E4%E5%F0%E5%E2%FF%ED%ED%FB%F5%20%E4%EE%F9%E5%F7%E5%EA-%E7%E0%E3%EE%F2%EE%E2%EE%EA%29%20%E2%FB%E4%E5%EB%FB%E2%E0%EB%E8%20%E2%E5%E4%F0%E0,%20%EA%E2%E0%F8%ED%E8%20%28taigiri%29,%20%EF%EE%E4%EE%E9%ED%E8%EA%E8%20%28%F1%F0.%20%E2.%20%E8%20%F1%E5%E2.%20%E2.%20-%20lup-siragend,%20%FE%E6.%20%E2.%20-%20podoonik%29,%20%F3%F8%E0%F2%FB%20%28kerandez%29,%20%E1%EE%F7%EA%E8%20%28%F1%F0.%20%E2.%20-%20%DC%E8%F1,%20%FE%E6.%20%E2.%20-%20bock,%20bot'/994002/1/k%29,%20%EA%E0%E4%EA%E8%20%28%F1%F0.%20%E2.%20-%20lac,%20ragend,%20%F1%E5%E2.%20%E2.%20-%20lac,%20%FE%E6.%20%E2.%20-%20laac%29,%20%F8%E0%E9%EA%E8%20%28saik%29.%20http://vkontakte.ru/photos.php?act=show&id=-1927...%3Cbr%3E%D2%EE%F7%E5%ED%E0%FF%20%E4%E5%F0%E5%E2%FF%ED%ED%E0%FF%20%EF%EE%F1%F3%E4%E0%20%E1%FB%EB%E0%20%EF%F0%E8%E2%EE%E7%ED%EE%E9.%20http://vkontakte.ru/photos.php?act=show&id=-1927...%3Cbr%3E%3Cbr%3E%3Cbr%3E %3B%3C/p%3E%0A%09%09%09%09%09%09%09%09%09%09%09%20%3C/p%3E%0A%09%09%09%09%09%09%09%09%09%09%3Cp%3E %3B%C4%EE%20%ED%E0%F7%E0%EB%E0%20XX%20%E2.%20%ED%E0%20%F1%F2%EE%EB%20%EF%E8%F9%F3%20%EF%EE%E4%E0%E2%E0%EB%E8%20%E2%20%E3%EB%E8%ED%FF%ED%FB%F5%20%E8%EB%E8%20%E4%E5%F0%E5%E2%FF%ED%ED%FB%F5%20%EC%E8%F1%EA%E0%F5%20%28%F1%F0.%20%E2.%20-%20kokkar', skopkar', kokreh, koms, mal'/994002/1/V%29.%20%C5%EB%E8%20%E4%E5%F0%E5%E2%FF%ED%ED%FB%EC%E8%20%F1%E0%EC%EE%E4%E5%EB%FC%ED%FB%EC%E8%20%EB%EE%E6%EA%E0%EC%E8%20%28luzik%29.%20%CF%EE%F1%F2%E5%EF%E5%ED%ED%EE%20%F1%F2%E0%EB%E8%20%F0%E0%F1%EF%F0%EE%F1%F2%F0%E0%ED%FF%F2%FC%F1%FF%20%EF%EE%EA%F3%EF%ED%E0%FF%20%F4%E0%FF%ED%F1%EE%E2%E0%FF%20%E8%20%F4%E0%F0%F4%EE%F0%EE%E2%E0%FF%20%EF%EE%F1%F3%E4%E0,%20%EC%E5%F2%E0%EB%EB%E8%F7%E5%F1%EA%E8%E5%20%EB%EE%E6%EA%E8%20%E8%20%E2%E8%EB%EA%E8.%20http://vkontakte.ru/photos.php?act=show&id=-1927...%20%C5%F1%EB%E8%20%F3%20%F1%E5%E2%E5%F0%ED%FB%F5%20%E2%E5%EF%F1%EE%E2%20%FD%F2%E8%20%ED%EE%E2%F8%E5%F1%F2%E2%E0%20%ED%E0%F7%E0%EB%E8%20%EF%EE%FF%E2%EB%FF%F2%FC%F1%FF%20%E5%F9%E5%20%E2%20%EA%EE%ED%F6%E5%20XIX%20%E2.,%20%F2%EE%20%F3%20%FE%E6%ED%FB%F5%20-%20%F1%201930-%F5%20%E3%EE%E4%EE%E2.%20%C4%EE%20%FD%F2%EE%E3%EE%20%E2%F0%E5%EC%E5%ED%E8%20%E7%E4%E5%F1%FC%20%EF%EE%E4%E0%E2%EB%FF%FE%F9%E0%FF%20%F7%E0%F1%F2%FC%20%ED%E5%EE%E1%F5%EE%E4%E8%EC%EE%E9%20%E4%EB%FF%20%F5%EE%E7%FF%E9%F1%F2%E2%E0%20%F3%F2%E2%E0%F0%E8%20%E8%E7%E3%EE%F2%E0%E2%EB%E8%E2%E0%EB%E0%F1%FC%20%E2%20%E4%EE%EC%E0%F8%ED%E8%F5%20%F3%F1%EB%EE%E2%E8%FF%F5.%3Cbr%3E%C2%20%EE%E1%F0%E0%E1%EE%F2%EA%E5%20%E1%E5%F0%E5%F1%F2%FB%20%E2%E5%EF%F1%FB%20%E4%EE%F1%F2%E8%E3%EB%E8%20%F1%EE%E2%E5%F0%F8%E5%ED%F1%F2%E2%E0.%20%C8%E7%20%ED%E5%E5%20%E4%E5%EB%E0%EB%E8%20%EA%EE%F0%E7%E8%ED%EA%E8,%20%F7%E0%F8%EA%E8,%20%EB%EE%E6%EA%E8%20%E8%20%EF%F0%EE%F7%F3%FE%20%F3%F2%E2%E0%F0%FC,%20%EA%EE%F2%EE%F0%F3%FE%20%ED%E0%E7%FB%E2%E0%EB%E8"серебряной посудой" {Розов, 1927. С. 152). http://vkontakte.ru/photos.php?act=show&id=-1927...
Имеются сведения 1880-х годов о том, что в д. Кленозеро Шимозерской волости Лодейнопольского уезда крестьянин Дмитрий Валатай мог изготовить из бересты даже модели самоваров. Во время лесозаготовок, если не было необходимой посуды, из бересты делали котелок, в котором кипятили воду и даже варили уху . Из согнутого куска бересты, закрепленного в расщепе палочки, делали ложки, ковши и скрепленные березовым прутом коробки для зачерпывания воды (lьiheine). Для отсеивания муки использовались низкие и широкие коробы (roberi) диаметром до 50 см, высотой 20-23 см, а для хранения муки -узкие коробы высотой 35-40 см, диаметром 30-35 см. http://vkontakte.ru/photos.php?act=show&id=-1927...


 

 Из цельного полотнища бересты изготовлялись совки для муки.
Со временем их вытеснили деревянные совки, которые были более прочными и удобными. http://vkontakte.ru/photos.php?act=show&id=-1927... Бурак (burak) для воды напоминал по форме короб для хранения муки, но был меньшего размера, высотой около 25 см и диаметром 16-20 см. Вода держалась в нем благодаря плотности скреплений. Иногда его верхний край обшивали кожей. Изготовлялись также трехслойные туеса с деревянным дном и крышкой, к которой приделывалась ручка. Эти сосуды были очень удобны для молочных продуктов. Их высота составляла 20-30 см, а диаметр - от 10 см в зависимости от толщины березы. Береста использовалась и для изготовления солонок, чашек.
Для сбора грибов и ягод плели прутяные корзины (puzu) с ручкой в виде дужки. http://vkontakte.ru/photos.php?act=show&id=-1927...
При сборе ягод для удобства применяли также миниатюрные корзиночки - "набирушки". Корзины делали и из лучины. http://vkontakte.ru/photos.php?act=show&id=-1927...


 

 Береста в вепсском быту.
Широко раскинулись вепсы по Озерной области северо-запада Советского Союза. Сейчас они занимают пять до некоторой степени обособленных районов: Тихвинский (бывший Тихвинский уезд Череповецкой губернии с волостями - Пелдушинской, Борисовщинской, Лукинской и Красноборской); Приоятьский бывшая Шапшинская и часть Виницкой волости б. Лодейнопольского округа);Шимозерский (б. Шимозерская волость, ныне входящая в Оштинский район Ленинградской области); Белозерский (в б. Марковской - Тимошинской волости Белозерского уезда) и Прионежский (в Шелтозерско-Бережном районе бывшего Петрозаводского уезда Карельской АСС Республики и небольшой части Вознесенского района Ленинградской области, примыкающей (к вепскому Прионежью).
Такова современная расселенность вепского населения при сравнительно небольшой численности 32-34.000 чел. Загнанные в итоге исторических событий в глухие места, отрезанные от других народностей массою озер, рек, возвышенностей, лесных массивов, -вепсы с упорством, свойственным финским народностям, сохранили свои национальные особенности и даже донесли до настоящих дней свой язык, правда, подвергшийся сильному русскому влиянию. Вепсы в значительной мере придерживаются еще и доныне многих примитивных орудий труда и других первобытных предметов материальной культуры, несмотря иногда на имеющиеся возможности заменить их сравнительно более усовершенствованными и удобными предметами. Особенно это наблюдается в области применения женского труда в домашнем хозяйтве, главным образом, в отношении домашней утвари. Вепская домашняя утварь вообще не отличается особым разнообразием и богатством форм и употребляемого материала.
Обычным материалом, преимущественно местного происхождения, служат: дерево (береза, осина, сосна, ель и т. д.) и глина, сравнительно очень хорошего качества (в районе р. Ояти).
Нобходимо подчеркнуть, что эти материалы используются довольно основательно. Например, из древесины изготовляют ушаты, ведра, бочки, шайки, кадушки, деревянные блюда (для мяса), ступы (для приготовления крупы), долбленые чашки и многое другое. Корни дерева используются для плетения кор¬зин, отличающихся особой прочностью и возможностью их долгого употребления. Из толстых корневищ и капа (утол¬щения на стволах дерева) выдалбливаются глубокие чаши, солонки и т. д.
Особенно значительных размеров достигает употребление бересты (кора березы). Все поделки из бересты в местных условиях весьма удобны и примитивны; благодаря этому, а отчасти благодаря несложности изготовления и значительным природным запасам этого бесплатного материала, они широко применяются в хозяйственном обиходе вепса. В этой области вепс достиг значительных успехов. Из бересты делается утварь самого разнообразного применения. Начиная от простой ложки, которая может быть сделана в любой момент и с изумительной быстротой, и кончая сложными вещами: ножнами (для ножей, брусков для кос), солонками (походными), кошелями (заплечными мешками, ранцами), масками для лица, игрушками и даже котлами, в которых можно варить пищу.
43 года назад в Петрозаводске откуда-то услыхали, что крестьяне Олонецкой губернии занимаются изготовлением самоваров из бересты. За подписью губернатора (он же - председатель Олонецкого Губ. Статистического Комитета) и старшего чиновника особых поручений (он же - заведующий музеем) 25 или 24 февраля 1886 г. был разослан семи исправникам губернии запрос об этом, состоящий из целого ряда пунктов: «в какой именно местности они изготовляются, как велико число работающих их, какое они имеют назначение и с какого времени и по какой причине возникла необходимость изготовлять подобные самовары, в каком количестве они ежегодно изготовляются и не идут ли в продажу, если идут, то куда именно, по какой цене продаются и как велика доходность от этих изделий». При этом предписывалось представить 2 экземпляра означенных самоваров.

 

 Во исполнение этого предписания, исправляющий должность лодейнопольского уездного исправника помощник его прислал рапорт от 8 марта того же года, что «изготовлением моделей самоваров из бересты занимался в Лодейнопольском уезде только крестьянин Шимозерской волости деревни Кленозеро Димитрий Валатай, ныне умерший, не оставивший после себя своих произведений и не передавший своего знания другим лицам». Валатай был вепс.
Другой исправник, пудожский, от 11 марта того же года представляет в Губ. Стат. Комитет рапорт другого рода, сообщая: «Крестьяне вверенного мне уезда изготовлением самоваров из бересты не занимаются...... (но) во время лесных работ крестьяне иногда, за неимением котла, употреб¬ляют бересту, или березовую кору, которой придают неправильную форму котелка, и на огне кипятят воду для чая или же варят уху». 26 марта пудожскому исправнику предписано представить для Олонецкого Естественно-Промышленного и Историко-Этнографического Музея два экземпляр котелка из бересты, которые им и выслан при бумаге 15 июня. Так образовалось дело 5 1886 года Олонецкого Губе[р]нского Статистического Комитета: «О доставлении самоваров, изготовленных из бересты».
Характерной особенностью берестяных поделок является их примитивность, резко бросающаяся в глаза, какая-то временность, как бы случайность всех этих изделий. Очевидно, благодаря этому выделяется почти полное отсутствие орнаментики, в других районах и у других народностей доведенной до совершенства. Так, например, у якутов, тунгусов и у многих других народностей прекрасные берестяные изделия богато орнаментированы и даже имеют культовое значение (в жертвоприношениях у якутов). (Материалы Якутской Выставки Академии Наук СССР в апреле 1928 года.)
У родственных финских народностей берестяные изделия довольно хорошо орнаментированы, например, у марийцев (черемис), как это приводит в своем обстоятельном труде Ю. Вихман (Wichmann. «Beitrage zur ethnographie der tscheremissen». Helsinki 1913).
У карел и в настоящее время иногда можно встретить отличные вещи (подстаканники, шкатулочки, коробочки и т. д.) с богатейшим орнаментом, который в сочетании с другим материалом, например, слюдой, дает прекрасные образцы национального творчества. Но пока, к великому сожалению, у вепсов этого встретить не удалось.
Область применения бересты у вепсов весьма обширна. Начиная с домашней утвари, которой выше уже пришлось несколько коснуться, береста употребляется и при других обстоятельствах. Например, при постройке жилища береста употребляется как прокладка под оконными подушками в целях предохранения от гниения бревна, лежащего ниже прокладываемой бересты. Или, например, при первых строительных работах берестой накрывают сложенный для постройки каменный фундамент, и только после этого кладут первый сруб. Делается это также в целях предохранения нижнего венца (нижних бревен первого ряда) от гниения.
Иногда кусками бересты обивают пазы (щели) и какие-либо небольшие выемы в стенах дома, предварительно проконопаченные. Делается это для сохранения в избах тепла. Часто бересту применяют и в других местах постройки, преимущественно в углах соединения бревен.
Прототипом обивки дверей довольно изящными разнообразными клеенками и войлоками, несомненно, является береста. Она вырезывается крупными полосами и прикрепляется к наружной стене входных дверей при помощи длинных лучин, прибиваемых к двери мелкими гвоздями. Конечно, особого изящества в этом не видно, но тепло в избе сохраняется лучше, когда двери обиваются подобным образом. В своих промысловых занятиях вепс также нашел удобное применение бересты.

 

 Так, при рыбной ловле, берестой обвиваются камни с особым предохранительным кольцом, что в общей сложности служит грузилом (kiwesed) для нижней веревки невода. Обычный диаметр грузила 15 см. Иногда диаметр грузила уменьшается в зависимости от ширины невода и веса камней. В некоторых местах просто обвивают камень без колец, а затем такой камень привязывают к нижней части сетей.
Для верхней части сетей приготовляют из бересты трубки-поплавки (pulad). Для этого берут полосы бересты шириной около 11,5 см. и отрезают куски длиною 8-10 см., так что кусок получается по своим размерам близкий к квадрату. Такой кусок, обычно, сам свертывается в трубку. При надевании на верхнюю веревку сети, его просто развертывают и дают обвернуться вокруг веревки. Таким образом, диаметр этой трубки-поплавка 2,5 см. Иногда при рыболовстве употребляются и веревки, приготовленные из бересты, для тяги невода.
Когда деготь гонят, береста употребляется в кусках больших размеров и в значительном количестве. Ибо деготь для вепса является весьма необходимым средством при многих хозяйственных потребностях (смазка средств передвижения, смазка сапог, изготовление других составов) и - что еще важнее - является предметом вывоза за пределы своих районов. В целом ряде мест, лишенных хоть сколько-нибудь удобных путей сообщения, где лошадь является единственной возможностью для взаимного общения, - для верховой езды из бересты изготовляются седла (derewjag); часть седла - из дерева, но главный материал - береста. Седло, обычно, примитивного вида, отдаленно напоминающее седла других финно-угорских народностей. К седлу присоединяются из бересты стремена и подпруга. Применяется берестяная узда.
Естественным дополнением к этому виду сообщения служит кошель. Кошель - берестяный заплечный мешок, ранец (рис.). Изготовление его весьма несложно. Вырезаются бере¬стяные полосы шириной в 2 см. и сплетаются в виде кузова с такой же берестяной покрышкой, которая своим свободным концом пристегивается к кузову при помощи особого приспособления, довольно плотно закрывая его сверху. Длина покрышки около 12 см. Приспособление это очень просто: на задней наружной поверхности кошеля приделывается небольшой деревянный колышек, прикрепляемый посредине к кошелю узкой берестяной полосой так, чтобы концы колышка были свободны. К угловому концу покрышки привязывается веревка и затем, пригнув плотно крышку к кузову, веревку обматывают вокруг колышка; таким образом, просто, но довольно плотно пригоняют покрышку к кузову. К стороне кошеля, примыкающей к спине человека, приспосабливаются две лямки, сплетенные из берестяных полос такой же ширины. Лямки надеваются на плечи и затем скрепляются на груди веревкой, чтобы кошель не соскакивал в пути. Длина лямок около 60 см. Нередко вместо веревки употребляется такой же плетеный кусок лямки.
Применение кошеля чрезвычайно распространено в вепском быту. При всех поездках вместительный кошель является первой необходимостью. При верховой езде кошели часто употребляют по два, на подобие вьюков, т. е. соединенные вместе веревками и переброшенные по бокам лошади, независимо от кошеля, имеющегося еще и на спине едущего. Кошель. При езде на оригинальном вепском экипаже «редхудед» (геdhuded), состоящем из двух жердей, волочащихся концами по земле, а другими соединенных с лошадью, кошели привязываются к дощатому настилу на этой волокуше. И если принять во внимание плохие пути сообщения, то следует дать вполне справедливую оценку необходимости кошеля и его хозяйственной полезности в местном быту. Высота такого кошеля в среднем 40 см., ширина 33 см. и толщина 24 см.

 

 В некоторых случаях, помимо распространенного кошеля, употребляется берестяная киса в виде мешка, стягиваемого сверху шнуром. Для плетения ее употребляют более тонкую бересту, чтобы придать кисе необходимую мягкость, подвижность и удобство при переноске разнообразных предметов. В верхней части кисы устраиваются однообразные отверстия для продевания какого-либо шнура, чаще всего сыромятного ремня, отличающегося особой прочностью. Шнуром, независимо от его материала, стягивают верх кисы, этим самым предохраняя помещенные в кису предметы от выпадения в пути. Кису носят за плечами на подобие кошеля.
Затем употребляются с тою же целью короба (гobeh) самых разнообразных размеров. Короба плетутся из берестя¬ных полос шириною 2-3 см., покрываемых такой же плете¬ной крышкой, но сплетенной от¬дельно от короба. Иногда ширина полос доходит до 4-5 см. Эти короба применяются в дорогах при переездах и дома для хранения различных вещей (белья, одежды, украшений).
Короба для собирания ягод и грибов (рис.) несколько видоизменяются. Прежде всего они делаются меньших размеров, нежели короба дорожные и короба для хранения вещей, обыкновенно - высотой до 20 см., шириной 15-18 см. и длиной 25-28 см. с приделанной сверху берестяной дужкой.
Для детей приготовляются маленькие короба, называемые набирушками (рис.). Часто эти набирушки при сборе ягод берут и взрослые. Тогда сначала ягоды собирают в набирушку, а затем высыпают в большой короб. Считают, что вследствие этого ягоды берутся значительно быстрее. В действительности же это просто оптический самообман, так как обычно при высыпке ягод из набирушки в большой корзине заметно прибывает ягод, тогда как без набирушки резкого увеличения количества ягод не заметно. Размеры набирушки примерно та¬ковы: высота 10-12 см., ширина (диаметр) также около 10-12 см.
В некоторых вепских районах короба для ягод и грибов называются иначе - бурак (burak), корзина (puzu). Впрочем, корзины, кроме бересты, изготовляются также из лучины.
Для хранения муки короба делаются преимущественно двух видов: одни - низкие и широкие, специально для отсеивания муки, доходящие в диаметре до 50 см. и высотой в 20-23 см., затем высокие, но значительно уже, только для хранения муки, высотой 35-40 см., в диаметре 30-35.
Естественным приложением к мучному коробу является берестяный совок небольших размеров (обычная его длина 18-22 см. без ручки). Устройство берестяного совка довольно просто. Обыкновенно берется довольно плотный прямоуголь¬ный кусок бересты. С одной из коротких сторон углы загибаются, слегка заходя один на другой. На загнутые углы надевается расщепленная с одного конца деревянная обструганная ручка, сжимая согнутые концы бересты расщепленным концом. Для прочности расщепленный конец ручки еще чем либо связывают, пронизывая бересту. Противоположные углы бересты острым ножом дугообразно подрезаются - и совок готов. Правда, следует отметить, что приготовленный таким образом совок уже постепенно вытесняется деревянным, как более удобным и прочным.
Вместо совков иногда употребляются простые берестяные коробки. Изготовление их столь же просто. Прямоугольный кусок бересты (дл. 25-27 см., шир. 20-23 см.) в углах сгибается так, чтобы белая поверхность служила наружной сто¬роной коробки. Углы пригибаются к короткой стороне вместе и связываются тонкими берестяными полосками. Получается коробка, часто заменяющая собой совок. В некоторых случаях согнутые углы не связываются, а сжимаются сверху тонкими колышками, расщепленными с одного конца и расщепленным концом сжимающими загнутые углы бересты. Та¬кой способ более примитивен, нежели вышеописанный.

 

1 2