Осеннее очищение у греков Кубани: генезис обряда

 

 Уважаемые эллинисты, помогите ассириологу!

И.Г.Раевская в статье "Календарные праздники греков Кубани" (Кунсткамера 10 (1996), 118-130) пишет:

"У греков Кубани на праздник Успения (Панаию) ходят лечиться к источнику "Святая Рука". После молитвы в небольшой часовне больные заходят в одежде в воду, там сбрасывают одежду и пускают по течению. Здесь же, на берегу, режут священного барана, которого затем съедают. После этого над источником на скале многие видят руку Марии-Фатимы - хтонического божества, связанного со смертью и плодородием".

Меня интересует происхождение этого обряда. Дело в том, что обряд очищения приходился на конец августа-начало сентября (месяц Элелу, "очищение") у шумеров. Это было очищение богини Инанны в воде священного источника и очищение людей в реке в канун второго полугодия, перед осенним равноденствием. От шумеров и вавилонян обряд перешел к евреям, где на август-сентябрь приходился ташлих - очищение одежд и людей с последующим раскаянием в грехах. Фатима - дочь Мухаммада, персонаж уже из ислама.
Вопрос: как этот архаический обряд попал к грекам Кубани? Существовал ли у древних греков подобный обряд, приходившийся именно на начало осени? Раевская ничего про это не пишет.

 

 Свидетелем этого ритуала и самой "руки" был мой отец. Он рассказывал, что неподалеку от его родного Новороссийска стоял камень похожий на женскую руку. Отец называл ее рукой Фатимы. Марии в его версии вовсе не было. К этому камню действительно приходили люди, причем не только греки, но про омовение отец ничего не говорил.
 

 Очень интересные сведения! И действительно, похоже на ташлих.
Никакой информанции о существовании этого обряда на территории Греции мне найти пока не удалось. Хотя сам праздник Успения очень любим, его называют обычно летней Пасхой.
Думаю, что подобный обряд мог сохраниться, скорее, у малоазийских греков (у понтийцев и каппадокийцев). Собственно говоря, к кубанским грекам он и попал, по всей видимости, через Малую Азию. Могу только пообещать спросить об этом обряде своего знакомого каппадойского дедушку в феврале.
 

 Спасибо! Спросите, пожалуйста. А есть ли какая-нибудь литература по этому поводу?
 

 Простите за неспешность!
Дело в том, что информацию про данный обряд не совсем понятно, где искать. Хорошего издания по греческой этнографии, которое бы содержало хоть некоторый минимум сведений по всем грекам как Греции, так и диаспоры, на данный момент не существует. Данные по каппадокийцам не систематизированы, хотя в Греции есть прекрасные архивы по грекам Малой Азии. Основные издания на греческом языке -- это отдельные воспоминания о жизни в отдельных городах или деревнях.
по мариупольским грекам есть очень хорошая книга Ю. Ивановой "Греки России и Украины", СПб, Алетейа, 2004.
по понтийским грекам материалов довольно много, я их знаю хуже. Хотя вот только что нашла такую публикацию:
А.П.Попов. ЛЕГЕНДА ПОНТИЙСКИХ ГРЕКОВ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ИСТОЧНИКА “СВЯТАЯ РУКА” (СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ), вот ссылка на нее: history. kubsu. ru/ centr /public. htm
ссылки запрещены, поэтому только в таком виде могу ее представить...
 

 Спасибо и низкий поклон! Приятно иметь дело с настоящим ученым. Может, доживем до того времени, когда Вы напишете книгу по греческой этнографии.
 

 Большое спасибо! Но мне бы пока диссертацию закончить!!! (крик души)
 

 Да закончишь ты!
И скоро!
Тогда уж, надеюсь, дашь почитать :-)
А то не выпросить
 

 здраствуйте! я Вам могу рассказать о Святой руке, так как жительница края и 27 августа, каждый год мы ездиим в поселок Неберджай, в котором и находится та самая Святая рука.
Дорога проходит по среди леса. В том святом месте находится 5 источников, 4 из которых расположены не далеко друг от друга по над дорогой, а 5-ый находится на горе. Самый главный, Святая рука, первый: Скала, на которую обычно люди ставят зажженые свечи из под нее течет святая вода. Не так давно рядом построили часовню, а сдругой стороны сделали купель, в которую и окунаются все желающие.
 

 а я писала диплом "Фольклорно-этнографический туризма в Абрау-таманском регионе", в котором описывала народы, которые живут в крае, в том числе и греков. Иторию заселения, обычаи. традиции и все такое. Предлагали писать диссертацию, но до нее руки так и не дошли.
 

1