Язык "Диал"
"В 1982-1986 годах группой молодых ученых-физиков МИФИ и лингвистов МГУ на базе Гегелевской Диалектики, Теории Суперсимметрии и музыкальной гармонии был разработан язык диал. Фундаментальные принципы диала заложены канд.физ-мат. наук Куликовым В.В. ... "
"... Необходимость в подобном универсальном средстве исследовательской деятельности назрела давно. Развитие всевозможных отраслей знания имеет одну крайне неприятную особенность. Ученые с каждым годом все меньше и меньше понимают друг друга ..."
"... Цель языка ДИАЛ - активизация творческого мышления с выведением его на новый абстрактно- теоретический уровень, интенсификация научных разработок на основе всеобщего интерфейса творческих людей и систематизация изобретательской деятельности. ..."
http://www.geocities.com/area51/crater/4823/Russia/L...
Страшно заинтригованный таким описанием, разыскиваю материалы практической направленности по данному языку.
Гугл и Яндекс не помогли :-(
Нашёл Яндексом лекции по Диалу:
http://corum.mephist.ru/index.php?showtopic=412
Но там сайт, на котором они хостились, похоже, прикрыли - 404.
Заранее огромное спасибо тому, кто даст ссылки на сколько-нибудь информативные ресурсы.
Future Science: Универсальные языки
;
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЯЗЫК ТРАНСЛЯТОР - ДИАЛ
Cамый универсальный из языков нашего столетия - математика. Пpичина экспансии математики - в эффективности ее, как оpудия науки. Самый эффективный язык - и самый бездуховный! Главным пpепятствием на пути pаспpостpанения сугубо математического мышления в настоящее вpемя является, помимо несомненной сухости, гpафический, незвуковой хаpактеp знаков математики. Хотя Ломоносов полагал, что математика "ум в порядок приводит", делает она это весьма своеобразно. И порядок сей — не столь однозначное благо, как может показаться.
; В 1982-1986 годах группой молодых ученых-физиков МИФИ и лингвистов МГУ на базе Гегелевской Диалектики, Теории Суперсимметрии и музыкальной гармонии был разработан язык диал. Фундаментальные принципы диала заложены канд.физ-мат. наук Куликовым В.В., который сумел представить их в операторном виде в своей трилогии "Храм Галактики" ("Узник бессмертия" - самая ранняя его часть, написана в 1984 г.);
Необходимость в подобном универсальном средстве исследовательской деятельности назрела давно. Развитие всевозможных отраслей знания имеет одну крайне неприятную особенность. Ученые с каждым годом все меньше и меньше понимают друг друга, словно бы говорят на разных наречиях, огораживая поле собственной деятельности частоколом никому, даже им самим, не понятных терминов и определений. Штурмуя безумную идею овердрайва десять лет назад (известную любителям фантастики как нуль-транспортировка, телепортация и т.д.), будущие разработчики диала столкнулись с полным отсутствием взаимопонимания между специалистами, казалось бы, смежных областей. Вот тогда и возник интерфейс творческих людей, наследник математики- диал. С 1986 по 1992 г. канд.физ.-мат. наук Елкиным С.В. и Гавриловым Д.А. осуществлялась детальная проверка свойств диала в различных отраслях знания, составление базовых словарей, обучение экспериментальных групп.
Цель языка ДИАЛ - активизация творческого мышления с выведением его на новый абстрактно- теоретический уровень, интенсификация научных разработок на основе всеобщего интерфейса творческих людей и систематизация изобретательской деятельности.
Последнее отличает диал от Эсперанто и Линкоса, именно это роднит его с ТРИЗ. Поскольку мышление рождается, прежде всего, в общении с подобными себе и с самим собой, в отличие от математики, ДИАЛ имеет не только письменно - графическую, но и звуковую сторону. Грамматика диала органично включает в себя все открытые ранее эмпирически принципы ТРИЗ. Диал-говорящий изобретает буквально на каждом шагу, зачастую даже не замечая этого.
Метод ДИАЛА - использование единого универсального языка абстрактной теории симметрий для описания и переосмысления прежде всего знакомых всем явлений (даже бытовых) и обыденных отношений вещей с тем, чтобы сделать очевидными не столь понятные сейчас по сути фундаментальные явления физики, математики, химии и информатики. ДИАЛ - это протоязык - транслятор идей из одной области знания в другую, орудие производства открытий и изобретений.
Обучаясь языку на примерах знакомых, бытовых предметов и действий, мы познаем законы, глубинные стороны реальности, что в дальнейшем и позволяет с легкостью применять их в самых разных областях, пользясь богатыми ассоциациями и аналогиями.
Вещи считаются симметричными в том случае , если, хотя бы в принципе, существует способ превратить одну из них в другую, и если есть группа некоторых операторов, способных преобразовать произвольно взятый объект в любой другой из известных наперед. Еще говорят, что все преобразования симметрии есть лишь различные проекции преобразования единого, всеобщего. Операторы преобразования, просто, поворачивают к нам его то одной стороной, то другой. Поскольку для самой осуществимости подобных превращений между вещами должно быть хоть что-то общее, сходное и остающееся неизменным во время "повор
поворотов", будь это, скажем, вкус или вес, то именно данное сходство и позволяет нам называть вещи симметричными. Симметриями являются и физический закон сохранения энергии (при взаимопереходах форм этой энергии), и повторяемость ударений, окончаний в поэзии и музыке (ритм и рифма), даже самогоноварение, что весьма забавно, есть преобразование симметрии. Под словом оператор в диале мы понимаем просто переход чего-то одного во что-то другое.
Диал — это язык-транслятор идей из одной области знания в другую, орудие производства открытий и изобретений. Этот язык должен применяться там, где нужны смелые, радикальные решения, на стыке науки и искусства. В компьютерном мире он может использоваться как особый интерфейс, который строится с "нуля", обладает динамичностью (настраивается на пользователя) и рекурсивностью (применим сам к себе).
Принципы языка ДИАЛ таковы:
Симметричность и абстрактность. Каждый знак, звук диала является абстрактным оператором, преобразованием симметрии, обозначающим некоторую вещь, процесс переход, отношение. Так, например, оО, убУ, аргУ (ударение на второй слог) - относятся к операторам порождения, а Оо, Убу, Аргу - к операторам исчезновения (смерти), поскольку ударение на первый слог.
Иерархичность и изоморфизм. "Высшие" операторы составлены из "низших" и являются формулами или словами языка. Правила составления формул (или слов) также являются операторами ДИАЛА. Каждый оператор действует над "полем" других, "низших", операторов. На каждом уровне иерархии языка можно общаться с той или иной долей абстрактности. Основанием иерархической системы- первородным оператором, выражающим полное отсутствие всякой информации является ноль (ничто или молчание), действующий лишь сам на себя, поскольку больше ничего и нет. Каждый уровень соответствует тому или иному уровню движения материи.
Конструктивность смыслов. Все формы языка собираются словно в детском конструкторе. Например оО, взаимодействуя с Оо, дает оператор жизни или времени — оОо, обратный ему - оператор пространства или памяти — ОоО. Чем сложнее конструкция - тем конкретнее смысл.
Произвольность обозначений. Имена "низших" операторов произвольны. Здесь характерна полная условность обозначений и возможность присвоить событию, процессу, вещи любое знаковое имя, однако затем это имя должно быть зафиксированно. "Высшие" операторы составлены из "низших" и являются формулами или словами языка. Правила составления формул (или слов) также являются операторами диала. Этот принцип позволяет нам решать изобретательские задачки, как математические уравнения, где за икс обозначен идеальный конечный результат. Тем самым диал адаптирует эвристические и формально-логические приемы друг к другу.
Динамичность и рекурсивность. Развитие есть переход от одной симметрии к другой и оно описывается как спонтанное нарушение симметрии. Развитие есть следствие воздействия операторов (процессов) самих на себя, а значит нелинейно. Существенное значение имеет двойственность понятия преобразования симметрии, как того, что с одной стороны преобразовывает - изменяет, а с другой стороны оставляет неизменным - сохраняет. Применимость ДИАЛА самого к себе обеспечивает его динамичность.
Контекстная зависимость. Знаки диала, являясь процессами, отражают на самом деле знаки и симметрии природы со всеми их связями. Идентификация любого знака осуществляется через контекст. Общаясь на диале, изобретатели могут не опасаться за свои ноу-хау, даже рассказывая о них. Именно в эти таины никто не проникнет, а секреты никто не украдет. Напротив, творческий человек заинтересован как можно скорее поделиться с кем-либо собственными идеями, обменяться информацией.
Через понятия теории симметрий в ДИАЛЕ формулируются и основные математические понятия: числа, пределы, дифференцилы, интеграллы, векторы, тензоры, функции и т.д. Все симметрии, отображаемые в ДИАЛЕ являются локальными, различаясь лишь размерами областей, где их локальнос
локальностью можно пренебречь . Математические формулы на ДИАЛЕ звучат как поговорки, стихи, сказки и песенки. При интенсивном обучении в языковой среде, в группе, школьник овладевает ДИАЛОМ за три недели. Еще в начале 80-х, проведя значительную статистическую работу, лингвистами был составлен звуковой спектр основных фонем человеческой речи. Оказалось, что фонема похожа на музыкальный аккорд. На основании соотношения расстояния между спектральными линиями звука — фармантами тем или иным гласным фонемам (а затем и согласным) были сопоставлены определенные универсальные свойства. Точность подобного приема подтверждена статистикой.
Всем известный "Чижик-Пыжик" (Рор) для ребенка им и останется, в контексте физики речь идет о вырождении электрона (под тем же именем Рор):
Оро\, Оро, Оро/ Рор. У оргО Рор Эгхо Рор.
Эгхо, Эгхо\, Эгхо\ Рор. Аэ Убго, Аэ Рор,
(заглавной обозначена ударная фонема, /-однократное повышение тона голоса, \- однократное понижение тона голоса)
К 1991 году с помощью диала разработаны дуальные шахматы. Настольная метаигра, которая моделирует все формы движения материи, начиная с Большого Взрыва и кончая аспектами информационного общества,- все виды человеческой деятельности от проблем семьи и брака до изобретательства, от искусства повара до грязи политической кухни, от вопросов генетики до задач исследования космоса. Шахматы, как и сам язык, квазииерархичны - фигуры генерируются по ходу игры в последовательности от низших к высшим, от простейших к более сложным. Для игры характерны: башенное построение фигур, использование игрального кубика в качестве вероятностного фактора, отсутствие ограничений на размер игрового поля, на число игроков и фишек. Игра является обучающей и подобно диалу, используется как устройство для производства изобретений и трансляции идей. Не хотите ли решить ваши жизненные проблемы, склонившись над клетчатой доской? Если фигура в самом начале игры получает имя на диале - партия превращается в историю, исследование, научный трактат.
К 1993 году на основе языка была разработана Концепция Единого Информонного Поля, рассматривающая Вселенную как лингвистическую сущность.
В 1994 году на диале выполнен ряд компьютерных программ в области "разговорного" и музыкального интерфейсов, создан динамический перцептрон- саморазвивающаяся программа, моделирующая нервный узел, в отличии от известных еще с 60-х годов обычного перцептрона. С начала 90-х диал-говорящие участвуют в работах по созданию Искусственного Интеллекта. Группой Нурахмеда Латыпова разработана часть экспертной системы по диалу с целью использовать его трансляционные свойства в универсальном переводчике с любого языка на любой другой. При этом перевод текстов на диале был бы осуществлен именно по смыслу, а не как дословный.
В 1996 году открыты работы по реконструкции протоязыков посредством диала. Одним из древнейших является протоиранский язык Авесты, датируемый серединой второго тысячелетия до новой эры. Язык, на котором говорил Заратустра, известен только по Гатам и ряду других текстов. Такая лингвистическая изолированность увеличивает трудности толкования древних гимнов, поскольку они полны слов, не встречающихся больше нигде. И здесь на помощь снова мог бы прийти диал, как реставратор протоязыков по их транскрипции.
ДИАЛ и в дальнейшем будет особо эффективно проявлять себя, благодаря сознательному применению метода спонтанного нарушения симметрий, в тех областях, где нужны смелые, радикальные решения, на стыке науки и искусства. Ведь этот удивительный язык гораздо более эффективен, чем все существовавшие до этого методы решения изобретательских задач (включая ТРИЗ). Уже самые низшие операторы ДИАЛА не только полностью охватывают все изобретательские приемы ТРИЗ, но и позволяют к ним обращаться в согласии с диалектической логикой.
Куликов В. В. , Елкин С. В. , Гаврилов Д. А. , Универсальный язык ДИАЛ как средство научного общения и производства открытий// Материалы
25-х Циолковских чтений. Секция N6. Философские проблемы освоения Космоса. -Калуга: ФК СССР. 12. 09.1990.
V.Koulikov, S.Yolkin, D.Gavrilov., DIAL-hOOM Language, Galaxy Nation Inc., USA, 1993 (электр. публ. в программных продуктах "LiveLord", "DамnLord", "СаlLord", распр. по FidoNet)
Куликов В.В., Гаврилов Д.А., Елкин С.В., Универсальный искусственный язык - "hOOM-Диал". Методические указания для изучающих язык, -М.: Гэлэкси Нэйшн, 1994, - 113с.
Елкин С.В., Гаврилов Д.А., Универсальный искусственный язык Диал как интерфейс // Материалы Конгресса "Общественное развитие и общественная информация", секция: Информатизация постперестроичного общественного развития, -М.: МАИ, 20-23 ноября 1996., стр 51-53.
Гаврилов Д.А., Елкин С.В., О реконструкции протоязыка индоевропейцев посредством универсального языка диал / в кн. Гаврилов Д.А., Елкин С.В., Протоязык и традиционализм. Пути реконструкции, -М.: МГИФИ, 1997.
Гаврилов Д.А., Елкин С.В., Язык диал как средство реконструкции протоязыка// Материалы Конгресса "Общественное развитие и общественная информация", секция: Информация-Система-, Фундаментальные науки, -М.: МГИФИ, МАИ, 1997, стр. 83-86.
Елкин С.В., Гаврилов Д.А., Исчисление смыслов и симметрии в системе универсального языка / Научная сессия МИФИ-98. Сборник научных трудов в 11 частях. Ч5, -М.: МГИФИ, 1998, стр. 31-34.
Гаврилов Д.А., Елкин С.В., Латыпов Н.Н., Фрумин С.Н., Старые и новые столбовые шахматные игры, сб.,-М.: СИНТЕГ, 1998, -100 с.
Елкин С.В., Гаврилов Д.А., Смыслы и симметрии в системе языка диал, -М.: МГИФИ, 1998.
Куликов В.В., Узник бессмертия, обучающий роман в жанре научной фантастики, -М.: СИНТЕК, 1998, -100 с.
http://www.geocities.com/area51/crater/4823/Russia/L...
Та ваша ссылка битая..
после нескольких минут поиска в гугле..
http://www.pycbi.com/dial/DialManual.html
http://www.pycbi.com/books/xram.html (Из печатных учебников диала лучшим представляется фантастический роман )
http://datchik.agpl.ru/st/12.pdf
Спасибище! А я уж отчаялся искать. А то, что Вы выше зачем-то целиком процитировали я читал, хотя насчёт Оро\, Оро, Оро/ Рор. У оргО ... ничего не понял.
На сколькоя понимаю, в принципе, если этот язык так хорош, как его малюют (хотя тогда непонято почему о нём так сложно найти информацию), то согласно гипотезе Сепира-Уорфа его изучение может оказаться катострофически полезным ... посмотрим ...
если мало, поищу ещё.. обращайтесь.. я то понимаю что может Вы читали.. а вот не все посетители группы знают.. если мешает могу убрать статью...
1