Церковь о Гарри Поттере

 

 Болезненная тема. Как и многие другие не-читатели ГП, некоторые представители различных конфессий поспешили перенести своё раздражение коммерческим успехом книги, рекламной шумихой и прочей неумной суетой, на саму книгу и её автора.

К счастью, не все. Где-то в примечаниях я уже упоминала книгу диакона Андрея Кураева "Гарри Поттер: между анафемой и улыбкой" - подробный, аргументированный и вполне доброжелательный разбор книги с точки зрения христианской философии. Прекрасное чтение, рекомендую!

А здесь я хочу привести небольшую статью иеромонаха Димитрия (Першина), скопированную из его блога
http://www.liveinternet.ru/users/dmpershin/post61641...

Дисклеймер:
Это - точка зрения автора, не моя. Хотя она мне нравится, и спорить я ни с чем здесь не хочу и не буду.

PS Сохранена авторская редакция.
 

 Гарри Поттер: дары любви и география смерти

Каюсь:
когда-то и я с недоверием отнесся к истории про Мальчика-Который-Выжил. Мир магии, мощь зла, деление людей на волшебников и маглов… Казалось бы, очередное оккультное чтиво типа Ника Перумова... Но вскоре сквозь волшебную фабулу проступила главная идея: материнская любовь сильнее самой лютой злобы и смерти. И хотя сказку так легко можно было бы раздраконить (и иностранная она, и с колдовством), это было бы просто неумно по отношению к книгам, которые дети вдруг сами начали читать. Что ж, готов признать вслед за старым псом из одного фантастического рассказа Клиффорда Саймака: “Щенком я любил гоняться за кроликами, теперь же во сне кролики за мной гонялись”.

Воспользовавшись замешательством
христиан, свои права на сказку предъявили язычники и сатанисты. Дескать, Гарри — это агент их влияния на наших детей. Лгут, однако. И вот почему.

Надпись на камне
той могилы, где были погребены родители Гарри, приводит его в ярость. Она очень необычна — это один из тех редких случаев, когда впрямую цитируется Новый Завет. Последний же враг истребится — смерть, — на нем высечены слова пасхальной надежды из послания апостола Павла (1 Кор 15:26). Но Гарри бунтует. Он наделен христианским сердцем — и знаниями (точнее, незнанием) самого обычного тинейджера. И он по-человечески негодует по поводу этой издёвки: Как же так, мои родители, мой крёстный, Дамблдор — все они погибли, и кто-то заявляет, что смерть будет попрана… “Жуткая мысль вдруг обдала его холодом. — Это ведь лозунг пожирателей смерти! Почему он здесь?”

Но смерть — не ластик,
который бесследно стирает человека. Напротив, она лишь переводит его жизнь в новое измерение: “Тут совсем не тот смысл, что у Пожирателей смерти, Гарри, — мягко сказала Гермиона. — Имеется в виду... ну, ты знаешь.. жизнь после смерти”. Но он все равно в отчаянии, плачет, и слезы замерзают у него на щеках. “Гарри стиснул зубы, уставившись на снег, скрывающий место последнего упокоения Лили и Джеймса. Теперь от них остались только кости или вовсе прах, они не знают и не волнуются о том, что их живой сын стоит здесь,так близко, и его сердце все еще бьется благодаря их самопожертвованию, хотя он уже готов пожалеть, что не спит вместе с ними под занесенной снегом землей” .

Разве подобные мысли
не приходят в голову каждому ребенку, который сталкивается со смертью близких? Даже если бы Ролинг всего лишь сумела донести всё горе и мучительные вопросы, которые встают перед нами в такой ситуации, одно это было бы уже тем важнейшим делом воспитания чувств, которым и должна заниматься хорошая литература. Но Ролинг идет дальше: главы “Снова в лесу” и “Кинг-Кросс” раскрывают нам неправду могильной скорби Гарри и правоту Гермионы. Самые родные ему люди не просто живы, хотя они и в посмертии, но и любят его, и сопереживают ему и им гордятся. Он видит и слышит свою маму, а она обнимает его, он чувствует осязаемую поддержку отца и крестного, а также их друга — погибшего в последнем бою Люпина. Надо только еще добавить, что в этих главах уже Гарри сам сознательно идет на смерть, чтобы избавить мир от Волан-де-Морта. И на этом пути оказывается, что усопшие — рядом.
Этот мэссадж Джоан Ролинг Владимир Высоцкий передавал так:

Наши мертвые нас не оставят в беде
Наши павшие, как часовые;
Отражается небо в лесу как в воде,
И деревья стоят голубые.

Любопытно, что Запретный лес, сквозь который Гарри идет навстречу своей гибели, действительно отражает в себе Небо. Во всяком случае, дементоры рассеиваются, ощутив присутствие Гарри и его усопших родных, хранящих его своей любовью.


Читатель, не понаслышке знакомый с историей русской святости, найдет повод припомнить, как в Невской битве на помощь русскому воинству явились святые князья-страстотерпцы, сверстники Гарри Поттера, братья Борис и Глеб.


 

 А читателю, не чуждому христианской культуре, очевидно, что за этим вопиющим противоречием смысла апостольских слов — срыву Гарри таится подсказка: несчастны дети, лишенные корней. Христианство — это еще и культурный код, а стало быть, и ключ к текстам Ролинг, Брэдбери, Саймака, Толкина, Льюиса и Честертона. Слушая прения вокруг основ православной культуры, приходишь к выводу, что министр образования находится под проклятием подвластья. Но лучше не доводить до личной встречи с тем-кого-не-будем-называть, придет ли он в обличьи тотального вымирания, тоталитарного ислама или сверхтолерантных китайцев, или в своем непосредственном «зраке» князя тьмы. Лучше бы нашему министерству прислушаться к ордену Феникса.

Простить нельзя расстаться
— вот выбор, который все время встает перед Гарри и его друзьями. То крестный у него оказывается предателем родителей, а потом выясняется, что это не так. То Дамблдор оказывается великим комбинатором, не рассчитавшим своих и чужих сил. То Рон сваливает в самый неподходящий момент, а потом приходит с повинной, и хотя Гермиона — максималистка, она-таки находит (при помощи Гарри) в себе силы простить и в итоге выходит замуж за Рона. Мир не прямолинеен. Даже хорошие люди не идеальны. Вместе с Гарри читатели постигают истину, старую как мир: не спеши с выводами и всегда помни, что проколоться может каждый, в том числе и ты.
В решающей битве расплевывается с карьерным ростом старший брат Рона Перси Уизли — и приходит драться за добро. Все по-человечески: он перешагивает через свои амбиции, просит прощения, а его любят по-прежнему.
Нам бы так…

“Сука!”
— единственное, — подчеркиваю, — бранное слово на все семь книг Ролинг. Бросает его мать в лицо злой колдунье, которая подняла волшебную палочку на ее детей. Вызывает ее на поединок и побеждает. Таков конец ближайшей соратницы Вольдеморта, а вот кто обозвал ее “Сукой” — пусть об этом читатели узнают сами. Очень неожиданный персонаж. Гнев — христианское чувство, если направлен против зла. Кстати, "Сука" - это буквальный перевод, а русские переводчики дают "Мерзавка!", за что им - жирная двойка.

Последняя жертва Гарри —
это зеркальное отражение жертвы его родителей. Если в начале этой сказочной истории его мать закрыла его собой, то в финале он выходит из-под плаща-невидимки, чтобы ценой своей жизни защитить Молли (маму Уизли) от Вольдеморта. Гарри — достойный сын и ученик. После победы над Тем-кого-нельзя-называть он по праву становится мракоборцем.

“Ты случайно оставался жив”, -
бросает Вольдемор Гарри в момент финального поединка.
На что Гарри парирует: “Случайно мои родители закрыли меня собой? Случайно мои друзья отдавали жизни ради моей? Случайно я сам сегодня безоружный пришел в ваш стан, чтобы спасти всех?” Движущая сила поттерианы — любовь.

Главная слабость Вольдеморта
в том, что он хочет жить любой ценой. По формулировке Дамблдора, “в том, что он считает, будто нет ничего страшнее смерти”. Ради этого он убивает, раскалывает свою душу на семь частей. Он до судорог трусит смерти, и в этом его главное отличие от Гарри и его друзей. Те, напротив, полагают, что есть вещи важнее жизни и страшнее смерти. Есть, ради чего жить, и есть, ради чего умирать. Мужество дает свободу. Вольдеморт — раб.


 

 Самое страшное для Вольдеморта —
покаяться. В этом волшебном мире самое плохое, это когда колдун-убийца разрывает свою душу на части, чтобы заселить ими какие-либо предметы и стать неуязвимым. Он сможет потом существовать, не рискуя своей головой. Однако существование это проклятое. Но можно ли вернуться к нормальной человеческой жизни? Знайка-Гермиона докопалась до ответа: для того, чтобы вновь собрать душу, такой человек должен … покаяться. Не магия, не психотерапия — только раскаянье… Но для убийцы это подобно смерти. Это очень страшно, ибо может привести к непредсказуемым последствиям. Это означает перевернуть и обновить свое сердце: совестная боль будет жечь оживающую душу. Тем не менее Гарри перед началом роковой дуэли с Вольдемортом предлагает ему - покаяться. И именно в этот момент Волдеморт побледнел и всерьез струсил. Перебороть себя он и не пытался. И упустил свой шанс очеловечиться. Гарри пришлось сражаться.

Ассиметрия добра и зла -
характерна для христианского мироощущения. У зла больше возможностей. Оно может корежить и уродовать красоту, применять разные подлые способы, на которые добро никогда не пойдет. Собственно, все ловушки зла в поттериане - это попытки паразитировать на любви. Выманить на любовь - Сириуса, Дамблдора, Гарри и других. А у добра в арсенале - правда и милость, и еще Промысел, который незримо присутствует в жизни героев этой сказки.

До последних глав последней книги меня преследовал вопрос:
каков же будет конец Вольдеморта? И вот почему: добрые герои Ролинг никогда (за вышеприведенным исключением) не убивают и крайне редко подвергают своих "оппонентов" непростительным заклятиям. Правда, Гарри наказывает пыточным проклятьем прислужника Вольдеморта, который плюнул в лицо его учительнице. Но это единственный раз. Добрые просто не могут применить эти проклятия. Как ни странно, при всем изобилии магов и волшебников мир Ролинг - это не магический мир. Для волшебства там надо не просто знать нужное словцо, нужно вложить в него всю свою душу, всем сердцем хотеть того, что делаешь. Поэтому псевдо-Шизоглаз (он же Грюм в другом переводе) и поясняет ученикам: вы все можете наставить на меня волшебные палочки и произнести смертельное заклятие, а у меня даже кровь носом не пойдет. Чтобы получалось, надо хотеть. А добро не может хотеть зла. Поэтому Гарри Поттер совершенно безрезультатен, когда швыряет в злую волшебницу Беллатрису пыточное заклятие. Ему не нужны ее мучения. Просто его собственное сердце разрывается от боли: только что по вине Беллатрисы погиб его крестный. И злая колдунья смеется над Гарри: ты не сможешь, потому что не по-настоящему хочешь. Так вот, если нам было обещано, что Гарри и Вольдеморт сойдутся в решающем, то каков будет конец зла? Ведь Гарри - не убивает и в силу принципов, и в силу любви даже к таким, как Вольдеморт. Ответ Ролинг, как всегда гениален: Вольдеморт добивает сам себя. Он метит смертоносным зеленым лучом "Авада Кедавра" в Гарри, а тот просто лишает его палочки. И злоба Вольдеморта обрушивается на его же голову. Ничего привлекательного в погибшем мерзавце Ролинг не находит. Отсюда понятно, почему по сатанинским сайтам прокатилась буря возмущения по поводу крайне неаппетитного и неприглядного зла, более чем бесславно завершившего свое земное существование. Но куда страшнее для нераскаянных злых героев даже не смерть, но то слово, которое никак не давалось Каю с его обледеневшим сердцем в чертогах Снежной Королевы, - ВЕЧНОСТЬ.


 

 Нераскаянный и мертвый —
вот каким предстает Вольдеморт, точнее, то, что осталось от его души, перед Гарри, когда тот попадает в свое посмертие. Жанр волшебной сказки позволяет Ролинг намекнуть о еще одной загадке христианства — загадке ада. Как может быть кому-либо плохо в посмертном пространстве света, любви и добра? Казалось бы, неужели Бог не может помиловать нераскаянных иуд? Ан нет, дело-то оказывается не в Боге. Он и рад помиловать, Он всем раздает Свои пасхальные дары, да нечему, оказывается, в душе злодея эту милость принять. По точной формулировке протоиерея Александра Меня, нет у него в душе того органа, которым он мог бы радоваться в царстве Христовой любви. Потому что этот орган — любовь человеческая. И ее каждый взращивает сам. Или не взращивает. И тогда светлое посмертие оборачивается вечным кошмаром. Зло, которое Волан-де-Морт творил при жизни, не просто вытравляет из него все человеческие чувства. Его душа остается в зачаточном состоянии. Она не проходит путь роста и развития. Убивая Гарри, Волан-де-Морт добивает себя. И входит в вечную жизнь слепым, глухим и несчастным. Этот уродливый младенец с грубой, как бы содранной кожей, с одной стороны, “нуждается в утешении”, а с другой, как поясняет Дамблдор, за чертой жизни ему уже “ничем не поможешь”. Его существование там — это лишь стоны и судороги. Нам говорят, что Роллинг воспевает злую магию. Напротив, едва ли у читателей этой сказки появится желание хотя бы в малейшей степени уподобляться ее злым героям. Нераскаянный злодей всерьез рискует родиться в вечность неизлечимым уродом. Как и любая хорошая сказка, поттериана напрочь отбивает у читателя желание стать жертвой метафизического аборта.

Фашизм не прокатит.
Если бы наши эстонские соседи читали Гарри, они бы не стали бы прославлять своих эсэсовцев. Не смогли бы оправдывать их преступления патриотичностью. То же касается наших российских скинов.

В общем,
книга полезная.

 

 Димитрий Першин - сам о себе:

"Иеромонах, проходящий служение на Патриаршем Крутицком Подворье Русской Православной Церкви, руководитель информационно-издательского управления Синодального отдела по делам молодежи Московского Патриархата, заместитель председателя Братства Православных Следопытов. Закончил ф-т журналистики МГУ, аспирантуру филос. ф-та МГУ, Философско-богословский ф-т Российского Православного Университета в бытность его деканом диакона Андрея Кураева, получил диплом Костромской Духовной Семинарии, закончил обучение в заочном секторе Московской Духовной академии. Немного разбирается в биоэтике, Гарри Поттере, патрологии и котах."
 

 Спасибо, Татьяна, очень интересная статья. Практически со всем согласна. У меня вообще вызывает удивление неприятие церковью ГП, ведь в ней ничто не противоречит христианству.
 

 Люди,почитайте еще что говорит о ГП дьякон Андрей Кураев,не пожалеете!!!Он так его защищает и приводит такие аргументы,что сомнений в том,что это самая настоящая сказка,а не сатанинская библия,не остается!!!!!
 

 А что, они у Вас были? ;)
 

 А вот доказательства того, что именно с еретиками Гарри и борется: была одна такая секта, утверждавшая, что именно Змей просветил людей, дал им мудрость, противостоя тупому, ограниченному Демиургу, богу-ремесленнику, халтурно сотворившему мир.

Секта офитов (от греческого "офис" - змея, утверждала главенство т.н. "сынов Сифа" - избранной расы над - остальными людьми. Офиты ожидали пришествия своего бога Офиоморфоса, который считался новым совершенным воплощением Христа.

Орден Упивающихся Смертью повторяет некоторые черты офитов. Фамилия "Малфой" означает "дурная вера" - явный намек на ересь этой семьи. Дедушку Драко звали Абраксасом, а Абраксос - один из символических божеств гностиков, одним из течений которых были офиты.

В мире волшебников есть и ортодоксальные христиане: волшебники празднуют Пасху, Рождество, проходят обряд крещения, но в основном в их среде, так же, как и в среде магглов, господствует бытовой атеизм.
 

 Спасибо за статью. Очень интересно, хотя стиль несколько нудный. От выпускника журфака МГУ можно было ожидать и лучшего....^___^
 

1