Искони бе слово

 

 Боги не всякого всем наделяют: не каждый имеет
Вдруг и пленительный образ, и ум, и могущество слова;
Тот по наружнему виду внимания мало достоин
Прелестью речи зато одарён от богов; веселятся
Люди, смотря на него, говорящего с мужеством твёрдым
Или с приветливой кротостью; он украшенье собраний,
Бога в нём видят, когда он проходит по улицам града. (Гомер, Одиссея VI 167-175)
 

 Есть два вида деятельности, которые способны вывести человека на высшую ступень достоинства: деятельность полководца и деятельность выдающегося оратора. (Цицерон)
 

 Чтение лежит у порога духовной жизни, оно может подвести к ней, но не может ее заменить. (М. Пруст)

…мудрый человек мог бы властью своего голоса укрощать и усмирять жестокие сердца и мог бы подчинять своей воле тех, кто не участвует в жизни науки и искусства… (Данте, Пир, трактат 2:2)

Аристотель сказал, что «чем больше человек подчиняется разуму, тем меньше подчиняется он судьбе». (цит. по: Данте, Пир, трактат 4:11)

A man’s work reveals him. (W.S. Maugham, The Moon and Sixpence, ch. XLII)

Звери, крылатые птицы и рыбы, пощады не зная,
Пусть поедают друг друга: сердца их не ведают правды.
Людям же правду Кронид даровал – высочайшее благо.
(Гесиод, Труды и дни, 277-279)

Вестник муз и слуга, особое знанье имея,
Мудрость не должен свою только себе оставлять.
Он обязан еще искать, показывать, делать.
Что в нем за прок, если он прячет свое мастерство?
(Феогнид, Элегии, 769-772)

Разум – прекрасней всего, что только ни есть в человеке.
Глупость – из качеств людских самое худшее, Кирн.
(Феогнид, Элегии, 895-896)

Ум и язык – это благо. Немного, однако, найдется
Смертных, чтоб тем и другим верно могли б управлять.
(Феогнид, Элегии, 1185-1186)
 

 Из всех исскуств словесныя наиболее к выражению мыслей пригодны. Это ИМХО.
 

 слово пригодно к выражению мысли?
Согласен. Отчего же!
 

 Наиболее!
В отличие от искусств изобразительных и музыкальных.
Это была попытка стилизовать под начало-середину девятнадесятаго века.
Неудачная, ежели Вы меня не поняли.
 

 "ИМХО" помешало.
Тем не менее замечу: человек мыслит не только словом, но с развитием слова развивается и мысль. "Скажи мне хоть что-нибудь, и я скажу тебе, кто ты". Музыканты и художники не сочиняют свои творения на языке слова, но на языке своих систем. Зато всякие мета-описания создаются исключительно на языке (вроде критических статей тех же муз. и изобр. произведений).
Человек настолько же склонен к пониманию мира словом, насколько к восприятию мира зрением. И мы больше доверяем в гуманитарной сфере слову (логике словесного выражения), как в естественнонаучной сфере зрению (лучше своими глазами увидеть).
Тем не менее сводить всё к слову не всегда будет верно. Ап. Павел не описал словами того, что невозможно было описать. ("Не видел того глаз..." что-то в этом роде, не помню цитаты.) Уходить в логику -- эллинизм (Лосский).
 

 "Ап. Павел не описал словами того, что невозможно было описать. ("Не видел того глаз..." что-то в этом роде, не помню цитаты.)"
А хотя бы из какого послания? Контекст?
А про Лосского что Вы имели в виду? В еллинских борзостях не подкован.
 

 Не вспомню сейчас контекста ап. Павла, но это строки о том, что он был восхищен на небо.
Всё нижеследующее из письма, написанного мне моим товарищем.

"Несколько строк из Лосского "Догматическое богословие":

"Так христианство оказывается одновременно и завершением и соблазном; но, каковы бы ни были позиции не принимающих Христа "эллинов" и "иудеев", в Церкви, то есть в Теле Того Слова, что все - возглавляет, воздвигает, очищает и ставит на присущее ей место всякую истину, не должно быть никакого различия между эллинами и иудеями.
Здесь возникают две опасности: первая - когда богослов является "эллином" в Церкви, когда он настолько подчиняется модусу своего мышления, что "интеллектуализирует" откровение, утрачивая библейское чувство конкретного и тот "экзистенциальный" характер встречи с Богом, которым определяется очевидный антропоморфизм Израиля. Этой опасности, существовавшей с эпохи схоластики вплоть до ученых XIX столетия, в нашу эпоху соответствует опасность противоположная: опасность некоего искусственно построенного "библеизма", который пытается противопоставить традицию Израиля "философии греков" и преобразовать их теорию в чисто семитских категориях.
Однако богословие должно выражать себя на языке вселенском. Не случайно же Бог поместил отцов Церкви в греческую среду: требование философской ясности в сочетании с требовании глубины гносиса побудило их очистить и освятить язык философов и мистиков, Дабы сообщить христианскому благовестию - вмещающему, но и превосходящему Израиль - все его вселенское значение".
 

 Мы, если честно, "не в ту степь" ушли.
 

 Ладно, давайте вернёмся.

*****************************************************************
Почему так популярны именно филологические науки? В тривиум входили грамматика, диалектика и риторика. Я согласен, что естественные науки "неудобопостигаемые". но почему именно словесные науки, а не история, например.
 

 Понимаю, что слово это плохо берёт.
 

1 2