Советы начинающим, продолжающим и всем прочим желающим при изучении иностранного языка

 

 Языковые способности
Каждый нормальный от природы человек способен к усвоению любого языка в любом возрасте. Не существует людей, совершенно неспособных к изучению иностранных языков, хотя языковые способности достаточно сильно варьируют. Действительно, одним язык дается быстрее и легче, другим - медленнее и с трудом. Люди, которые считают себя не способными к изучению языков, либо не хотят заниматься всерьез - тут уж ничем помочь нельзя, либо не знают, как правильно организовать свое обучение и привести его в систему - для этих последних брошюра будет очень полезной.
Как и во всем другом, при изучении языка результат прямо пропорционален уровню интереса и упорства, затраченного на его реализацию. В любом случае - знать язык даже посредственно - лучше, чем не знать его вовсе.
Приступая к изучению языка, важнее всего иметь хорошую память на слова, умение подражать различным звукам и логически мыслить. При прочих равных условиях преимущество имеет тот, кто лучше и тоньше знает свой родной язык, обладает культурой речи и умеет точно и грамотно выражать свои мысли.

Изучить язык можно в любом возрасте.
Распространенное мнение о том, что взрослому учиться поздно, - заблуждение. Правда, в зрелом возрасте усвоение идет не так быстро, зато более основательно.

Интерес к иностранному языку и желание овладеть им
Невозможно переоценить значение интереса при изучении любого предмета, в том числе иностранного языка. Интерес - важнейшая движущая сила человеческой деятельности. Благодаря интересу концентрируется внимание, создается богатство ассоциаций, обостряется восприятие и облегчается повторение. То, что привлекает и доставляет удовольствие - усваивается без труда и усилий, легко и естественно. Учащийся, занимающийся по внутреннему побуждению, получает огромное удовлетворение и от самого процесса обучения, и от его результатов. Наличие устойчивого интереса на всем протяжении обучения есть непременная гарантия успеха.

Желание овладеть языком также является мощным мотивирующим фактором, особенно сильным, если оно сочетается с познавательным интересом к языку. Однако и желание, продиктованное не интересом к самому языку, а какой-либо другой целью (например, профессиональной необходимостью), также дает отличные результаты. Прочный успех невозможен без установки на его достижение.
Чтобы желание стало действенным, нужна четко сформулированная изначально цель. Без ясного понимания цели желание не сможет в полной мере повлиять на процесс усвоения языка.

Для начала - ответьте себе на вопрос, зачем вам нужен иностранный язык и почему вы хотите изучить его.
 

 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМООБУЧЕНИЯ
1. К несомненному успеху приведет лишь такой метод, который не будет восприниматься учащимся как бремя и необходимость, а будет включать в себя момент развлечения и игры. Давление извне чаще всего вызывает только противодействие. Усвоение происходит гораздо быстрее, если учащийся сам определяет наиболее приемлемый темп и сам мобилизует свою энергию. Самостоятельное решение любой проблемы, в том числе изучений языка,- залог стопроцентного эффекта.
2. Отведите для изучения языка определенное время дня, лучше утреннее,-если вы "жаворонок", или вечернее,-если вы "сова". Старайтесь заниматься в отведенные часы. Заниматься следует каждый день, в неделю можно сделать не более одного выходного. Ежедневные, пусть даже не слишком продолжительные занятия гораздо полезнее многочасового "штурма" раз в неделю.
3. Оптимальная продолжительность занятия - 60-90 минут в день с обязательным 5-10-минутным перерывом или без перерыва, если оно длится не дольше часа. (Сюда не должно включаться время, отведенное на запоминание слов.) Менее чем 40-минутные занятия - малоэффективны. Через 6-9 часов после основного урока полезно сделать 15-минутное повторение того нового, что было усвоено.
4. Постарайтесь устроить себе комфортные условия для занятий: удобное рабочее место, хорошее освещение. Приятный фон создает соответствующий эмоциональный настрой.
5. В процессе обучения опирайтесь на все органы чувств: зрение, слух, движение органов речи и руки. Задействуйте все каналы входа информации, сочетая их работу. Именно тогда усвоение будет особенно прочным.
6. Помните о своей цели, уделяя особое внимание тем видам речи, которые способствуют ее достижению.
7. Применяйте свои знания, постоянно практикуйтесь в языке при каждом удобном случае. Используйте для этого перерывы в вашей основной деятельности, время, проводимое в транспорте, ситуации ожидания. Заполняйте практикой в языке любое "вынужденно" свободное время, пусть даже 10 или 5 минут. Не бойтесь говорить и сами с собой.
8. По заранее намеченному плану обязательно повторяйте изученный материал. Только специально организованное повторение обеспечивает прочное запоминание.
9. Не ускоряйте найденный на личном опыте оптимальный темп обучения, так как ускорение может ухудшить ваши результаты.
10. Игровые моменты.
В течение двух последних десятилетий методики изучения языков, включающие игровые ситуации, стали очень популярными. Игра составляет основу интенсивных методов обучения, так называемого "способа погружения". Во всех случаях "погружение" предполагает обучение в группе, в общении с другими учащимися. Однако игровые моменты можно использовать и при самостоятельном обучении языкам. Вот в чем это может заключаться:
- придумайте себе новое имя, характерное для страны, язык которой вы изучаете;
- создайте себе новый имидж - род занятий, профессию, интересы, биографию;
- вживитесь в созданный вами образ. Изучая язык, думайте о себе "изнутри" своего персонажа, как если бы вы были им на самом деле. Оставайтесь в этой роли подольше, она позволит вам по-новому посмотреть на себя и свои способности.
11. Не стесняйтесь постоянно хвалить себя за достигнутые успехи. Уверьтесь в своих возможностях.
12. Не упускайте возможности познакомиться с историей, географией, экономикой, культурой, искусством и литературой страны изучаемого языка.
 

 НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП
1. Приступая к изучению языка, обязательно достаньте учебник, два словаря, разговорник и несложные художественные книги.
2. Детально прорабатывайте учебник, делая все без исключения упражнения. Занимаясь письменными переводами, оставляйте место для исправлений, отдельно прорабатывайте' все свои ошибки и их причины.
3. Некоторые педагоги в последнее время советуют начинать обучение, занимаясь одновременно по двум или трем учебникам, написанным разными авторами. В этом есть смысл, так как вы получаете возможность сравнивать разную логику подачи материала разными авторами, а значит, не привязывать себя к одному лишь варианту. Однако такой путь обучения является трудоемким и требует определенного разброса, что не каждым переносится легко. Конечно, вы можете попробовать и этот способ, особенно, если уверены в своих силах.
4. Как можно скорее принимайтесь читать адаптированную литературу, легкие пьесы и короткие рассказы. Начинайте с общедоступного по изложению и содержанию, прочитывайте тексты несколько раз, выписывайте новые слова и фразы - модели, однако не все, а те, которыми вы предполагаете пользоваться в дальнейшем.
5. Стремитесь хотя бы изредка получить консультации у носителей языка или преподавателей. Накапливайте для этого все свои вопросы, все, что вам непонятно. Просите проверять вас и исправлять ваши ошибки. Фиксируйте их в отдельной тетради и потом непременно прорабатывайте.

ГРАММАТИКА
Грамматика есть система. Освоить язык, не прибегая к изучению грамматики, может лишь маленький ребенок или человек, в силу обстоятельств попавший в иноязычную среду и оторвавшийся от своей.
"Вкапываясь" в грамматику, мы систематизируем наши знания. Грамматические правила необходимо осознавать. Осознанный принцип порождает привычку, и употребление правил постепенно становится автоматическим. Усвоенные грамматические образцы действуют в качестве шаблона, позволяя кроить по нему все новые и новые формы. Изучение грамматики и состоит в изготовлении таких шаблонов; поэтому задачей является овладение максимальным количеством надежных образцов. Чем чаще они встречаются, тем быстрее автоматизируется речь. Лучшее средство для выделения, усвоения и частого повторения образцов - это книга, являющаяся не только орудием расширения словарного запаса, но и обучающая грамматике благодаря созданию языкового микроклимата.
Вот основные правила изучения грамматики.
1. Гораздо важнее твердое знание основ грамматики, чем поверхностное знакомство со многими второстепенными явлениями.
2. Не следует искать в грамматике четкой логики, так как в любом языке есть много непоследовательных явлений, обусловленных историей его развития. Поэтому, изучая грамматические правила, изучайте одновременно и исключения из них.
3. Грамматические правила надо запоминать через заучивание предложений, в которых они употребляются. Это легче, чем заучивать правило, сформулированное в учебнике. Примеры, содержащие правило, запоминаются прочнее ввиду своей конкретности.
4. При изучении грамматики сопоставляйте правила иностранного языка с соответствующими правилами родного или другого иностранного языка. Это дает возможность связать сходные явления и поможет создать ассоциативные связи.
5. Прежде всего необходимо научиться спрягать глаголы, склонять существительные и местоимения, определять структуру предложения и порядок слов в нем. Частности языка изучаются позднее.
6. Составляйте таблицы на изучаемые правила, обеспечивая тем самым наглядность усвоения. Повторяйте грамматику по этим таблицам.
7. Самостоятельно формулируйте вопросы на правила грамматики и отвечайте на них своими словами, используя примеры.
Создавайте типовую модель - предложение, включая в нее сразу несколько однотипных правил, чтобы можно было сравнить между собой различные правила, сопоставить их на примере одной и той же модели.
 

 РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ РЕЧИ В УСВОЕНИИ ЯЗЫКА
Четыре основных вида речи составляют языковую деятельность: восприятие на слух, чтение, устная речь, письмо. Хорошо знающий язык человек владеет всеми видами речи.
Понимание иностранного языка, возникающее при слушании и чтении, принято считать пассивным уровнем, а говорение и письмо на нем - активным уровнем владения языком.
Приобрести навыки пассивного владения значительно легче, чем умение говорить. Можно научиться читать и сложные тексты, но при этом совершенно не уметь выражать свои мысли. Чтобы научиться читать, нужно затратить минимум усилий, в то время, как для говорения необходимо овладеть грамматикой практически и уметь использовать в речи большое количество слов и словосочетаний соответственно с правилами их употребления.

Чтение
Различают два основных вида чтения - интенсивное и экстенсивное, которые отличаются друг от друга и по содержанию, и по результату.
Интенсивное чтение - медленное и скрупулезное, включающее объяснение самых мелких и подробных деталей, всех лексических, грамматических и стилистических особенностей текста. Интенсивное чтение обеспечивает исчерпывающее исследование прочитанного путем точного и тщательного анализа. При этом, однако, интерес к самому тексту и его смысл часто теряются в процессе разбора деталей.
При экстенсивном чтении деталям не уделяется особого внимания, оно направлено на саму суть рассказа. В результате восприятие бывает более общим и менее точным. Материал для чтения может быть выбран в соответствии с личными интересами и вкусами учащихся. Чем полнее чтение удовлетворяет нашу любознательность, тем меньше остается на долю самопринуждения в работе. С другой стороны, экстенсивное чтение без достаточного понимания не принесет никакой пользы.
Самые лучшие результаты дают оба вида чтения, проводимые параллельно. Соединенные в одно целое, оба вида очень эффективны.
Подробный разбор более трудных текстов должен сочетаться с беглым чтением более легких. Возникающее при интенсивном чтении утомление, связанное с частым переключением внимания, компенсируется и интересом, и удовольствием от экстенсивного чтения.
При каждом последующем чтении текст становится все понятнее и мысли воспринимаются более непосредственно. Со временем чтение становится полностью свободным. Добросовестность помогает в углубленном изучении языка и воспитывает привычку к сосредоточению, но сильно тормозит прогресс на начальных стадиях.
Не ищите в словаре каждое слово - вы можете потерять вкус к чтению, вынужденно прерывая его для работы со словарем и тем самым теряя нить повествования. Значимое слово обязательно повторится в тексте, и тогда стоит обратиться к словарю или будет понятно по контексту, и тогда можно себя не проверять. Экстенсивное чтение, требующее догадки и работы мысли, на начальном этапе обучения способствует формированию так называемого "чувства языка", без которого обучение осложняется.
Незнакомое слово, значение которого понятно из контекста, самостоятельно и без обращения к словарю, очень часто запоминается непроизвольно, само по себе. Однако догадкой можно пользоваться лишь в определенных границах, так как она далеко не всегда бывает правильной.
 

 Предпринятые вами усилия означают проявление вашей умственной активности. Кроме того, докопавшись до скрытого смысла самостоятельно, вы каждый раз испытаете удовольствие и удовлетворение собственной работой, почувствуете уверенность в себе. Успех, как результат ваших усилий, не только повышает самооценку, но и снимает усталость и стимулирует дальнейшую работу над текстом. Не отчаивайтесь, если получаться будет не сразу. Главное - выработать привычку к чтению и к ориентировке в среде иноязычной письменной речи. Основная же трудность будет состоять в преодолении внутреннего сопротивления и неверия в свои силы.
Результат, достигаемый экстенсивным чтением, - приобретение "чувства языка". Это одна из главных ваших задач. При чтении вопросы грамматики кажутся менее сложными, учащийся начинает понимать лучше и увереннее, так как сталкивается с ними часто. На "сформированное" чувство языка можно положиться больше, чем на грамматические правила, которые часто выпадают из памяти.

Чтобы экстенсивное чтение принесло наибольшую пользу, необходимо учесть следующее.
1. Нужно включать чтение в программу обучения уже с самого начала или как можно раньше.
2. Читать надо систематически, ежедневно, хотя бы понемногу.
3. Вначале следует читать те тексты, содержание которых на родном языке хорошо знакомо. Чтение таких текстов послужит связующим звеном между родным и иностранным языками, будет естественным введением и привьет вкус к самому чтению.
4. Начинать чтение нужно с предисловия, чтобы ознакомиться с общей идеей произведения.
5. В словаре отыскиваются лишь те слова, которые совершенно необходимы для понимания основного смысла.
6. Также надо отыскивать в словаре слова, часто встречающиеся в тексте.
7. Новые слова, значение которых понятно, выписываются в тетрадь для запоминания.
8. При чтении нельзя оставлять непонятным ни одного абзаца. Если его содержание не совсем ясно, следует прочитать его несколько раз, часто этого бывает достаточно для улавливания смысла.
9. Постепенно, но обязательно нужно переходить от легких текстов к более трудным.

Как только вы научитесь читать экстенсивно, надо переключаться на другой вид чтения-интенсивный, что означает замедление процесса чтения и детальную проработку каждой фразы. Основная задача здесь - установить грамматические связи между словами. Желательно делать это тоже самостоятельно, лишь затем проверять по учебнику правильность выведенных вами закономерностей языка.
 

 Устная речь
Говорение на иностранном языке - очень сложный вид речевой деятельности. Для того чтобы говорить, нужно оперировать огромным количеством слов, предложений-моделей и речевых клише автоматически и именно в той форме, которую требует высказывание. Любое упражнение можно сделать более эффективным, если его проговаривать. Произнесенные слова запоминаются лучше тех, которые только услышаны, поэтому пользуйтесь своим голосом как можно чаще.

Научиться говорению помогают следующие упражнения.
1. Запоминайте как можно больше штампов, коротких фраз и часто употребляемых словосочетаний и идеоматических выражений. Запоминайте и проговаривайте пословицы и поговорки, анекдоты, притчи и короткие диалоги, характерные для изучаемого языка; фразы можно запоминать прямо по разговорнику.
2. Речевые навыки хорошо развивает чтение современных пьес и рассказов, написанных в разговорном стиле, особенно таких, где много диалогов. Именно в них заключаются самые нужные слова и грамматические модели. Классические произведения мало подходят для этой цели. Учебники же часто содержат несколько искусственные, адаптированные тексты, которые не могут быть надежным источником разговорной речи. Полезно заучивать наизусть и устно излагать подходящие короткие тексты. Этим путем запоминается большое количество разговорных формул и фраз-моделей, используемых впоследствии в качестве "кирпичиков" устной речи.
3. Через полтора-два месяца с момента начала изучения языка можно включить в свою работу пересказ вслух текстов, сложность которых должна постепенно нарастать. При пересказе основное внимание уделяется воспроизведению смысла своими словами, но желательно ближе к тексту. Для автоматизации речевого навыка при повторных пересказах увеличивайте скорость устной речи.
4. Полезно также ставить себе всевозможные вопросы по тексту и самостоятельно отвечать на них.
5. Научиться говорить можно лишь в процессе говорения. Упражняйтесь в устной речи при любой возможности. Отбросив стеснение, общайтесь с теми, для которых изучаемый язык является родным или которые хорошо знают его. Просите исправлять ваши ошибки. Обязательно записывайте их и упражняйтесь в их исправлении.
6. Говорите сами с собой, практикуйтесь ежедневно, описывайте то, что видите вокруг себя и рассказывайте то, что слышите, что собираетесь делать, о чем хотели бы поведать окружающим. По возможности говорите с собою вслух. Приучите себя к постоянным монологам.
 

 СЛОВО И СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС
Значение слова
Слова чаще всего многозначны. Определить точное значение слова можно лишь по контексту. Все возможные значения слова узнаются не столько с помощью словаря, сколько благодаря большому языковому опыту. Сравнивать и усваивать значения слова лучше всего, если самостоятельно составить и выписать вместе ряд предложений, в которых одно слово принимает различные значения. Составлять списки значений слова вне контекста фразы - гораздо менее эффективно. Усвоив слово можно, лишь различными путями сталкиваясь с нив" - при чтении, слышании или самостоятельном употреблении устно или на письме.

Словари
Двуязычные словари.
В начале обучения можно пользоваться и небольшими по объему словарями в 8-10 тыс. слов. Однако переходить к словарям большего объема нужно как можно раньше. Рабочий словарь должен содержать не менее 25-35 тыс. слов. Для серьезной работы с языком необходимы большие словари в 50-70 и более тысяч слов. Очень полезно просматривать и читать частотные словари, составленные на основе частоты употребления слов в данном языке. Вся лексика частотного словаря должна быть усвоена в первую очередь. Небольшой словарь носите с собой постоянно и смотрите в НЕГО в каждом случае при сиюминутно возникающем интересе.

Толковые словари.
К ним следует переходить на более позднем этапе изучения языка. В толковых словарях объяснение значения слова дается на том же языке. Умение пользоваться толковым словарем погружает учащегося в глубины изучаемого языка и уменьшает роль родного как опоры, что ускоряет процесс обучения. Значение слова, найденное по толковому словарю, усваивается значительно лучше, чем при использовании словаря двуязычного.

Запас слов
Хороший запас абсолютно необходим для основательного владения языком. Количество слов, которые нужно усвоить, зависит от поставленной цели. Минимальный уровень словарного запаса, достаточный для поверхностного общения,- 1,5 тыс. слов. Уровень, обеспечивающий сносные знания - 4-5 тыс. слов. Средний уровень владения языком - 8-10 тыс. слов, хороший уровень владения языком - 15-16 тыс. слов, отличный уровень знания языка - 25-35 тыс. слов, превосходный уровень знания языка - 50 тыс. слов.
Запас слов может быть пассивным и активным. Пассивный запас состоит из слов, которые мы понимаем, когда слышим или читаем. Активный запас включает слова, которые мы можем самостоятельно правильно употребить в своей речи или на письме. Запас слов должен быть преимущественно активным.
 

 Единственный способ преодолеть боязнь говорить на иностранном языке - начать говорить на нем.
Да, говорить нужно как можно больше и как можно чаще, каким бы сложным это требование для Вас ни казалось. Только в этом случае Вы сможете преодолеть свой "языковой барьер" и разговориться.
Научиться говорить можно лишь в процессе говорения. Упражняйтесь в устной речи при любой возможности.
Отбросив стеснение, общайтесь с теми, для кого изучаемый вами язык является родным или кто им относительно хорошо/ свободно владеет. (Просите исправлять ваши ошибки. Обязательно записывайте их и упражняйтесь в их исправлении).

Viel SpaЯ in der Deutsche Sprache :))
 

 Расул Аяпергенов спросил:
"Максим это твои умозаключения или из какого-либо пособия?"
 

 Анна Теплякова отметила:
"Материал без сомнения полезный и нужный. И еще, я на собственном опыте поняла, в изучении языка нужен, толчек, прорыв, когда все твои знания из теоретических превращаются в практические. Когда ты понимаешь что тебе говорят и сам свободно говоришь."
 

 Нет, Расул, так много и складно и мне не наговорить... Но это и не всё, что я смог накопать в просторах Интернета, а только то, с чем я действительно согласен (и отчасти испробовал на собственном опыте, когда учил украинский, например).
Хотя мне с украинским было проще - при "закидывании" меня в украиноязычную часть Малороссии, у меня просто не было выбора говорить с публикой по-русски, так как там это не приветствовалось ("краще з помилками, але українською, чим чисто, але росiйською" / "уж лучше с ошибками, но по-украински, чем чисто, но по-русски").
Этот приём показал свою полную состоятельность и гарантированный успех, так что теперь всем Anfдnger'aм / Начинающим я также хотел бы сказать от всего сердца: говорите всегда, говорите везде (где только сможете) auf Deutsch - и каждое ваше слово, каждая минутка по-немецки со временем даст свой богатый урожай (либо по науке: сработает принцип аккумулятивного эффекта, когда количество обязательно перейдёт в качество).
 

1