Свадебная обрядность вепсов

 

 Предсвадебный этап.
Полный предсвадебный ритуал очень длинен. Если же день свадьбы уже назначен, то в канун свадьбы у невесты:
Проводился девичник, с утра для невесты готовили баню. В этот день у невесты собиралась молодежь. Девушки причитаниями звали невесту в баню. Зажигалась свеча перед образами. Невеста молилась, обращаясь к Богородице с просьбой благословить ее и шла в баню с матерью и свахой, женщиной- нойдом. В бане читался заговор. Какой, - сказать невозможно, потому что нойды его никогда открыто не скажут и приведённые в некоторых статьях заговоры силы не имеют. Девушки пели протяжные песни, пока невеста находилась в бане. Девичник начинался после возвращения невесты из бани. На крыльце дома невеста начинала причитывать, обращаясь к матери со словами, что она расстается с вольной волюшкой. В доме накрывались столы, стены украшались большим количеством вышитых полотенец. Собиралась молодежь, приходили женщины, чтобы поучаствовать в оплакивании "воли-крАсоты" невесты. Невесту накрывали платком и водили по избе с причитаниями. Она должна была плакать, даже если ей на самом деле вовсе не хотелось этого делать, но так требовал обычай. Невесту поочередно подводили к отцу и к матери; в причитании, исполнявшемся при этом, высказывалась просьба благословить на "разлуку с вольной волей".
После этого начиналось ритуальное расчесывание волос невесты. Она садилась посередине избы на сундук, и причитальщица от ее имени звала всех членов семьи расчесать ее волосы. Невеста, склонив голову, причитывала. Сначала подходил отец, слегка дотрагивался гребнем до волос девушки и ленточку клал. Потом то же самое проделывали мать, сестра, брат; последней подходила подруга. После расчесывания девушки убирали невесте волосы. При этом в косу вплеталась одна лента, а к концу косы подвязывались еще несколько лент. "Вольной волюшкой" считалась лента, вплетенная в косу. Она называлась по-вепсски "vouged voudeine" - белая волюшка. К заплетенной косе невесты прикрепляли пучок разноцветных лент - "крАсоту". "КрАсотой" мог быть и девичий головной убор, который состоял из расшитой бусами широкой ленты, поставленной на картон или бересту. Сзади приделывался пучок разноцветных лент. Невесту покрывали платком (углом спереди) и поверх платка надевали "крАсоту". Причитальщица или девушки водили невесту по избе с причитаниями. Невеста плакала, поскольку расставание с "крАсотой" было для нее самым драматичным моментом.
Затем с невесты снимали "крАсоту" и расплетали ей косу. Невеста с выплетенной лентой выходила на улицу, чтобы "спустить волю", то есть, окончательно расстаться с ней. Для этого на земле расстилался платок, на который невеста и "спускала волю" - ленту. В это время она должна была по обычаю рыдать, показывая, как ей жаль расставаться с девичьей волей. Бедная невеста рыдала почти не переставая:)..


 

 В доме жениха:
Устраивали "парнишник", - холостую пирушку для друзей и родственников. Вечеринка у жениха проводилась весело, с обильным угощением, плясками и музыкой. Никакого плача не было и в помине:) Непременным участником этого вечера был дружка. Он был большим знатоком старинных обычаев, и следил за тем, чтобы они не нарушались, выполнял роль знахаря или колдуна, поскольку он оберегал жениха и невесту от "сглаза" и "порчи". Раньше ведь знахарями были больше мужчины. У дружки была красная рубаха с цветным поясом, шапка с кисточками и нашитыми ленточками, длинные вышитые полотенца, повязанные накрест через оба плеча и заправленные под кушак, на плечах яркий разноцветный платок, в руках кнут, которым он пользовался как магическим ритуальным предметом. Перед началом холостой вечеринки дружка вел жениха в баню, сам мыл его с заговорами на мужскую силу. При выходе из бани он ударял кнутом в дверь, чтобы отогнать "нечисть". После вечеринки жених в сопровождении друзей отправлялся прогуляться по деревне с тем же шумным весельем и песнями. Не то, что невеста:).

 

 Сама свадьба.
Перед свадьбой:
молодые обязательно получали благословение от родителей, вставая под икону. В день венчания родственники собирались в доме жениха. Перед выходом из дома родственники проходили друг за другом вокруг стола и клали на него деньги и подарки - помощь жениху. Перед отъездом к невесте дружка трижды обходил свадебный поезд, очерчивая кнутом круг вокруг него. После этого отправлялись в путь. Дружка скакал верхом впереди поезда, чтобы прибыть к дому невесты первым.
Народ у дома невесты ждал свадебный поезд, Женщины, завидев его, запевали свадебные песни. Братья невесты спешили запереть ворота перед прибывшими гостями. Дружка стучал в ворота кнутом. Его спрашивали, есть ли угощение, на что он отвечал, что есть, и ударял кнутом по воротам. После этого поезжане заходили в дом. Брат невесты, не подпускал к своей сестре жениха, пока не получал в качестве отступного монетку. Дружка вел торг со свахой, сидевшей за столом вместе с другими родственниками невесты, предлагал деньги. После этого сваха уступала, жених подходил к невесте, открывал ее лицо и садился рядом, за ним усаживались и его родственники. За столом гостям вручались дары от невесты. Мужчины обычно получали вышитые полотенца, отрезы ткани на рубаху, а женщины - сорочки или юбки. Жених дарил невесте мыло, гребешок и несколько серебряных монет. Невеста отдаривала его еще одним шелковым платком. После окончания обеда начиналось благословение жениха и невесты, встававших ради этого перед столом на овчинную шубу, разостланную мехом вверх. Благословение произносилось дружкой или крестным отцом невесты. Родители по очереди возлагали трижды на головы жениха и невесты хлеб и икону, те трижды низко кланялись.

 

 Когда наступало время ехать в церковь, все выходили из избы. Процессия трижды обходила вокруг лошадей. Дружка трижды ударял кнутом по воротам, а отец крестил хлебом и иконой. После этого рассаживались по экипажам.
Венчались молодые в церкви. После венчания молодые навещали родные могилы и отправлялись вместе с остальными праздновать бракосочетание в дом молодого. К дому жених нёс невесту на руках. Свекор выходил встречать с полным решетом жита и иконой, свекровь с хлебом-солью; был также обычай бросать на молодых пух и перья. Жених и невеста целовали икону, кланялись в ноги родителям. Первым в дом шёл дружка, совершая магические действия: три раза крестил кнутом двери, молодых. Гости крестились и заходили в дом.
Прежде чем сесть за стол, молодухе делали женскую прическу - заплетали две косы, укладывали их на голове и надевали женский головной убор "повойник" или "сорок" ("сорока"). Молодые садились в большой угол на подушки, которые предварительно "окрестил" дружка. Дружка открывал застолье, наливал всем гостям по рюмке и придумывал какой-нибудь предлог, чтобы заставить молодых поцеловаться. Первым блюдом за свадебным столом была каша, подававшаяся в горшке. После того как ее съедали, дружка разбивал горшок о печь. Гости пили, ели, веселились, пели песни, танцевали. Во время празднования в дом приходили соседские мужики, чтобы поздравить молодых. Под конец ужина дружка и сваха уводили молодых спать в отдельную комнату, или в отдельный дом. В любом случае их обязательно закрывали на замок.

 

 Студией "Vepsfilm" в 2004-2005 .г.г cнят фильм "Vepsаn SAI"
http://vepsfilm.narod.ru/sai.html
 

 Отличная тема, Валентина Васильевна!!!))
 

 Спасибо тебе, Женечка! Для вас, - для молодых:)) Будут вопросы - задавайте!
 

 Послесвадебный этап.
Утром молодых обычно будил дружка. С утра разбивали самый лучший глиняный горшок. Затем молодая хозяйка должна была показать своё умение хозяйничать.
Утром топили баню для молодых. Сначала шли мыться молодые, а затем свадебщики везли на саночках в баню свекровь. После мытья она надевала подаренные невестой сорочку и платье. На второй день свадьбы устраивали "княжеский стол". Здесь невеста дарила подарки родне жениха. Молодая раздавала подарки, если не сделала этого в свадебный день. В качестве подарков могли быть рубахи, полотенца, вышитые своими руками. Наиболее ценные подарки (рубахи) получали старшие - свекровь, крёстная мать и тётки жениха, менее ценные - другие женщины. Мужчинам также вручались рубашки. За свою работу невеста получала вознаграждение - деньги в помощь. Эти деньги невеста получала из рук своего отца. Они шли на первые хозяйственные нужды молодой семьи.
По обычаю шелтозерских вепсов подарки передавались с какого нибудь круглого предмета (решета, блюда), имевшего в данном случае символический смысл. Над каждым подарком дружка делал крестообразный знак кнутовищем. Затем, встряхнув изделие, отдавал его с ручки кнута. Цель таких оберегательных действий - обезопасить от вредоносной силы, которая якобы могла передаваться через предмет от невесты или её "рода". Только после таких манипуляций представители семьи жениха принимали подарки в свои руки.
Свадебный хлеб разрезали на куски и раздавали гостям. Он ценился как средство, помогающее от некоторых болезней.
После "княжеского стола" молодые катались на лошадях, украшенных полотенцами и лентами, со звоном колокольчиков, с песнями.
После свадьбы молодые должны были навестить родителей молодой. Во время угощения на стол подавали яичницу и смотрели, как будет ее есть новобрачный. Если он брал яичницу с краю, значит, невеста была невинна, если с середины - нет.
В Шимозере, по рассказам информантов, свадьба заканчивалась следующими обычаями и обрядами. Перед тем как разъехаться, гостей угощали сладкими пирогами. Когда они отъезжали, невеста должна была смотреть в окно, чтобы не скучать в дальнейшем. Свадьба подходила к концу. Гости, прощаясь с молодыми, говорили: "Спасибо за хлеб и соль". Через трое суток молодые, отец и мать ездили в дом невесты, там им вручали приданое: корову, овец, топор, косу для рубки деревьев (kazrin), серп, косу-"стойку" или "литовку" (litukan), грабли, ткацкий станок, две ложки, чайный набор. Кто был богат, тот давал деньги.
В 30-е годы среди вепсов получило распространение замужество "самоходкой" - брак, заключавшийся без свадьбы. То же самое происходило и в северно-русских деревнях.



 

 Очень познавательно, Валентина Васильевна. Спасибо большое!!!
 

 К сказанному добавлю, что одна из последних публикаций по вепсской свадьбе – это статья: В.А. Гущина. Вепсская свадьба (по архивным материалам Н.Н. Волкова)// Современная наука о вепсах: достижения и перспективы (памяти Н.И. Богданова). – Петрозаводск, 2006. – С. 295-302.

В приведенной к статье библиографии имеются следующие источники, которые касаются свадебных обрядов:

Колмогоров А.И. Поездка по Чухарии (предварительное сообщение)// Земледелие. М., 1906. Кн. 3-4. С. 93-114.

Колмогоров А.И. Чухарская свадьба: черты обрядовой жизни чухарей. М., 1913. – С. 371-396.

Майнов В.Н. Нестерова Весь и карельские дети// Живописная Россия. 1881. Т.1, ч. 2

П. С-ов. Оятские лапти / Картины с натуры// Олонецкий сборник. Петрозаводск, 1894. Вып. 3. – С. 397-404.


 

1