немного истории

 

 РОЖДЕСТВО, церковный праздник, посвященный воспоминанию о рождении Иисуса Христа, отмечается 25 декабря. В Православной церкви (кроме Греческой) – 7 января. Английское слово Christmas восходит к древнеанглийскому Cristes maesse (Месса Христова) и впервые вошло в обиход в 11 в. В Германии праздник носит название Weihnachten (Святая ночь); аналогичное название употребляется в некоторых славянских языках. В романских языках обычно используются производные от латинского Dies natalis Domini (День рождества Господа), например, Il Natale в итальянском, La Navidad в испанском. Французское Noлl, вероятно, также образовано от латинского natalis.
Ни евангельские свидетельства, ни какая-либо надежная традиция не позволяют определить точную дату рождения Христа. На протяжении трех первых веков истории христианства церковь выступала против языческого обычая празднования дней рождения, хотя имеются указания на то, что чисто религиозное воспоминание рождества Христова было включено в чин праздника Богоявления. Климент Александрийский упоминает о существовании такой практики в Египте на рубеже 2 и 3 вв.; есть свидетельства о том, что этот праздник отмечался и в других землях. После победы Константина Великого Римская церковь установила 25 декабря в качестве даты празднования Рождества Христова (ок. 320 или 353). Уже с конца 4 в. весь христианский мир праздновал Рождество именно в этот день (за исключением восточных церквей, где этот праздник отмечался 6 января). Выбор даты, возможно, связан и с тем, что 25 декабря в Риме отмечался митраистский праздник бога-Солнца (natalis solis invicti) и в это время праздновались также сатурналии. Церковь таким образом использовала возможность отвлечь народ от соблюдения языческого праздника зимнего солнцестояния, превратив этот день в праздник поклонения Христу. Указания на это можно обнаружить и в сочинениях Киприана, и у Иоанна Златоуста.

В Северной Европе германские племена также праздновали зимнее солнцестояние, с чем было связано много обычаев и традиций, которые позднее, после обращения этих племен в христианство, вошли в круг рождественских обычаев. В результате в эпоху Средневековья Рождество стало самым популярным праздником: оно праздновалось и в церкви, и дома, причем христианское благочестие тесно переплеталось в нем с языческими элементами. Отказ от мессы в эпоху Реформации во многих странах привел к изменению характера празднования Рождества. В Англии пуритане осудили этот праздник, и в 1642–1652 был издан ряд постановлений, запрещавших отмечать этот день церковными службами и празднествами. Эти настроения принесли с собой в Америку выходцы из пуританской среды, и лишь после притока в Америку новой волны иммигрантов из Ирландии и Германии начал распространяться обычай праздновать Рождество. Все возражения были забыты, и старые традиции возродились в среде не только католиков, но и протестантов.

 

 Рождественские украшения. Обычай украшать и освещать рождественское дерево, возможно, восходит к средневековым германским мистериям, где т.н. Райское древо (Paradeisbaum), символизировало сад Эдема. После запрещения этих мистерий дерево начали ставить в домах, и постепенно сложился обычай украшать его сладостями, фруктами, а затем и свечами. Некоторые исследователи видят здесь пережиток языческого культа дерева, восходящего к Древнему Риму и Древнему Египту. К началу 19 в. этот германский обычай распространился в большинстве стран Северной Европы. В Англии он был введен в 1841 герцогом Альбертом, супругом королевы Виктории. Выходцы из Германии принесли его в США. Обычай устанавливать украшенные огнями рождественские ели в общественных местах возник именно в этой стране.
Украшение домов на Рождество вечнозелеными растениями имеет дохристианское происхождение. Во время празднования сатурналий в Риме ветви лавра и других растений широко использовались в торжественных процессиях и для украшения домов. В странах Северной Европы вечнозеленые растения, не сбрасывающие листву на зиму, воспринимались как символ вечной жизни и были объектами религиозного поклонения. Омела считалась священной у друидов Британских островов, которые приписывали ей множество волшебных свойств. Для римлян она была символом мира: если враги встречались под ее сенью, это означало, что они сложили оружие и заключили перемирие (отсюда обычай целоваться под омелой). Другим популярным рождественским украшением был и остается остролист, которому также приписывались чудесные свойства. Согласно одной из легенд, Христу перед распятием возложили на голову венец из колючего остролиста; отсюда – обычай украшать дома рождественскими венками. В Средневековье рождественское полено у германских племен Северной Европы было элементом обрядов, связанных с праздником зимнего солнцестояния. Полено (а иногда и целый ствол дерева) выбиралось на Сретение и тщательно сберегалось, чтобы за лето оно успело как следует просохнуть. В рождественский сочельник полено сжигалось в очаге вместе с углями от прошлогоднего полена.

Рождественские свечи своим происхождением обязаны еврейскому празднику Ханукка (посвященному повторному освящению Второго храма в Иерусалиме, 164 до н.э.). В средние века существовал обычай устанавливать свечу в центр венка из лавровых ветвей и зажигать ее в рождественский сочельник, а затем и в каждый вечер рождественской недели. Этот обычай был особенно распространен в Ирландии, где в рождественский сочельник католики в период гонений ставили свечи на подоконники в своих домах, чтобы священник, оказавшийся поблизости, мог найти этот дом и отслужить в нем мессу. В Америку этот обычай принесли ирландские иммигранты в 19 в. Именно он положил начало современному обычаю украшения домов и общественных зданий иллюминацией.

 

 В католических странах символом праздника и элементом праздничного убранства служит не столько рождественское дерево, сколько рождественские ясли (франц. crиche, итал. presepe, исп. nacimento, нем. Krippe). Обычно они представляют собой уменьшенную копию вертепа (пещеры), в котором родился Христос, с фигурками Марии, Иосифа, пастухов, волхвов и животных, окружающих ясли с младенцем Иисусом. По преданию, этот обычай установил св. Франциск Ассизский в Греччо (Италия): в рождественский сочельник 1223 он устроил ясли с настоящими людьми и животными в роли евангельских персонажей.
Рождество в обычаях и обрядах разных народов 10:59:00
Обычай украшать рождественскую (новогоднюю) елку получил широкое распространение сравнительно поздно, с XVIII в. Гораздо раньше в календарной обрядности народов зарубежной Европы начали использовать так называемое рождественское полено (бадняк) как вид ритуального огня. Это толстый пень, бревно, большое полено (реже несколько поленьев), которое горело на очаге (в камине) в жилом доме, начиная с сочельника рождества, все последующие двенадцать дней и ночей (в позднейшей обрядности наблюдаются отклонения от этого правила: полено горело только вечером в сочельник и под Новый год). Рождественское полено известно почти всем народам Европы.
Полено торжественно, соблюдая различные церемонии, вносили в дом, поджигали, зачастую добывая огонь для этого древнейшим способом - трением, одновременно творя молитву и вырезая на нем крест (т.е. привнося в древний обряд элемент христианской религии). Полено посыпали зерном, поливали его медом, вином и маслом, клали на него кусочки еды, обращались к нему как к живому существу, поднимали в его честь бокалы вина. Кое-где (например, в шотландском Хайланде) дубовый пень обтесывали, придавая ему сходство с человеческой фигурой, и именовали его "рождественская старуха".

Головням и золе от рождественского полена приписывали различные сверхъестественные свойства: повышать плодородие полей и фруктовых деревьев, исцелять больных людей, защищать дом от удара молнии и плохой погоды, поэтому их обносили вокруг дома и усадьбы, разбрасывали по полям, использовали как целебное средство и т.д., и т.п. Ударяя по горящему полену, старались выбить побольше искр, чтобы плодился скот.

В Италии полагали, что обрызгивание полена водой напоминает о крови Христа, а искры, высекаемые ударами каминных щипцов, должны были принести не приплод скота, а сласти детям. Во Франции под влиянием мотивов религиозной скульптуры, иконописи и "рождественских ясель" (сценок рождения Христа) сложилось поверье, что богоматерь придет посидеть у огня рождественского полена.

 

 Bougies de Noлl
Certains disent qu'une lйgende du Moyen-Вge raconte que Jйsus errait dans les campagnes а la recherche de croyants et que des chandelles йtaient placйes dans les fenкtres pour l'attirer vers cette demeure. Elles sont encore plus populaires depuis l'arrivйe du sapin de Noлl.
C'est probablement la couronne de sapin des Allemands qui aura contribuй а implanter la bougie dans nos traditions.
Les bougies symbolisent la paix et la lumiиre. Au Danemark, 24 jours avant Noлl, on fait brыler une bougie а raison d'un centimиtre par jour et la joie а l'approche de Noлl augmente а mesure que la bougie diminue. En Suиde, а chaque maison, on place une chandelle allumйe afin d'illuminer le chemin pour se rendre а la messe de minuit. On aussi qu'en Suиde, on place les bougies par groupe de 3 pour symboliser la Trinitй.
En Irlande, on allume une bougie qu'on dйpose devant la porte la veille de Noлl. Elle indique а la Sainte Famille qu'elle serait la bienvenue si elle passaient par lа.
En Finlande, la veille de Noлl, on dйpose des bougies au cimetiиre sur les tombes.
Dans certaines rйgions de la Grиce, on allume une bougie en prйparant une pвte spйciale et en se rappelant la naissance du Christ.
А une certaine йpoque, on allumait 12 bougies dans l'arbre de Noлl pour reprйsenter les 12 mois de l'annйe.
Lien: Les bougies
Haut de la page


Bыche de Noлl
Autrefois, il ne convenait pas d'avoir froid. On mettait une grosse bыche dans la cheminйe. Aussi, on accrochait une chaussette sur la cheminйe afin que le Pиre Noлl l'emplisse de bonbons et de jouets. A mesure que les maisons modernes ont changй leur systиme de chauffage, la bыche s'est transformйe en gвteau. Les bыches de Noлl, les branches de conifиres signifient la vie йternelle, la chaleur et la fraternitй chez les anciens.


 

 Haut de la page


Cartes de Noлl
Le premier а envoyer des cartes a йtй Sir Henry Cole qui dirigeait le musйe de Victoria et Albert а Londres en 1843. Comme il n'avait pas le temps d'йcrire а ses amis, il demanda а un artiste John Clllcott Horsley de lui dessiner une carte а l'intйrieur de laquelle on imprimerait: Joyeux Noлl et Bonne Annйe!
Haut de la page


Couronne de Noлl.
La couronne rappelle la couronne d'йpines que portait Jйsus. Les couronnes signifient "Meilleurs voeux а tous"
Haut de la page


Crиche
Saint Franзois au 13e siиcle a fait une crиche vivante avec Marie, Joseph, Jйsus. Le boeuf et l'вne ainsi que des moutons complйtaient а merveille cette crиche. Les chrйtiens ont continuй cette coutume. On jouait mкme les "Mystиres", qui йtaient des spectacles prйsentйs sur le paris des йglises.
Haut de la page


Йtoile des Mages
L'йvangile nous raconte qu'une йtoile a guidй les Rois Mages vers la crиche. Des astronomes йmettent l'hypothиse de la rencontre des planиtes Jupiter et Saturne avec Mars aux environs de l'an 6 avant Jйsus-Christ. Ces mouvements des planиtes on incitйs Melchior, Gaspard et Balthazar de chercher quel йvйnement important pouvait bien кtre cйlйbrй. Ils ont alos suivi l'йtoile.
Haut de la page


Gui ou houx
Ces plantes ont des feuilles vert foncй et des baies rouges qui symbolisent le sang du Jйsus. On accroche ces plantes sous un lustre ou au-dessus du cadre des portes. Il y a une tradition qui oblige ceux qui se rencontrent sous elles de s'embrasser.
Haut de la page


Poinsetties
Ces fleurs ont une lйgende. Une jeune fille astиque qui vivait dans le ciel, etu le coeur brisй d'un chagrin d'amour. Alors, les gouttelettes de sang retombиrent sur la terre et se transformиrent en fleurs cramoisies.
Au Mexique, on les appelle les "fleurs de la sainte Nuit"
En 1825, Joel Poisett, un ministre des Йtats-Unis au Mexique rapporta des bouture de cette plante et la fit connaоtre aux Amйricains. Depuis, on a pris l'habitude de la donner en cadeau а Noлl.
Haut de la page


 

 Sapin de Noлl
Un moine irlandais, Colomban parcourait la France et l'Italie pour parler de Jйsus. Un soir, personne n'йtait venu l'йcouter et Colomban est montй sur une montagne et il a dйcorй un gros sapin avec des torches allumйes. Tout le monde accourut et Colomban put leur parler de Jйsus. Pour nous remйmorer cet йvйnement et la conversion des gens de cette ville, on allumerait encore les sapins а Noлl.

Une autre croyance dit que le rфle du sapin remonte а environ 400 ans. Plusieurs rйcits parlent d'un arbre de Noлl au seiziиme siиcle, en Estonie et en Lettonie, deux pays qui faisaient partie des pays baltes de la Russie. On le plaзait dehors, on le dйcorait de roses et on y faisait la ronde en chantant. Aprиs, on le brыlait.

L'histoire rapporte qu'au 16e siиcle, un Alsacien aurait eu l'idйe de dйcorer un sapin de fruits et de chandelles.

En Suisse, dans le Jura, il y a, paraоt-il, encore des jeunes qui vont dans la forкt et dйcorent un arbre prиs duquel ils viendront cйlйbrer Noлl.

Au Danemark, on dйcore l'arbre en secret car les enfants ne doivent pas le voir avant la cйlйbration de la fкte de Noлl.

En Angleterre, l'йpouse du duc d'Orlйans, une duchesse d'origine allemande, Hйlиne de Micklembourg, aurait йtй la premiиre а lancer la mode du sapin en 1837. Ensuite quielques annйes plus tard, le prince Albert, йpoux de la reine Victoria reprit cette coutume au chвteau Windsor en Grande-Bretagne en 1848.

Ce sont les Allemands qui aurait introduit la coutume du sapin de Noлl en Amйrique. On dit qu'en 1700, les colons avaient pris l'habitude d'aller chercher un petit sapin et de le mettre dans la maison. On le dйcoraient de pommes suspendues au bout de chaque branche, ce qui a possiblement un lien avec le rйcit de la crйation oщ on Иve offrit une pomme а Adam. Le premier arbre de Noлl illuminй au Quйbec aurait vu le jour le 24 dйcembre 1781 а Sorel dans la maison du gйnйral von Riedesel alors qu'il venait d'кtre libйrй par les Amйricains.

Qu'est-ce qui peut mieux que le sapin qui reste vert а l'annйe йvoquer la logйvitй? On le saupoudre de farine pour reprйsenter la neige. Au Moyen -Age, on le considйrait comme l'arbre du paradis.

Aujourd'hui, on ramasse les sapins pour les brыler lors des carnavals pour faire un immense feu de joie, mais cette coutume n'a pas de lien avec la tradition d'autrefois

 

 Национальное собрание Франции в сентябре 1792 года постановило, что новой печатью государства должно стать изображение стоящей женщины с копьём, на наконечнике которого помещён фригийский колпак. Этот головной убор известен со времён Римской империи, носили его освобождённые рабы-вольнотпущенники. С тех пор фригийский колпак стал символом свободы.


Франция, Марианна, 1903 и 1960. (Скотт #139 и 941)[1]
Скульптурное изображения МарианныТаким образом Марианна в фригийском колпаке стала также символом свободной Франции. Многие французские художники и скульпторы изображали её в своих произведениях. Одним из известнейших произведений является картина Делакруа «Свобода на баррикадах», написанная под впечатлением революции 1830 года.


Французская карикатура 1893 г. по поводу Франко-русского союза. Марианна (Франция) спрашивает у медведя (России): Скажи-ка, дорогуша, я отдам тебе сердце, но получу ли я твою шубку зимой?.В 1848 году министерство внутренних дел объявило конкурс на лучший символ Франции. В этом конкурсе победили два изображения «Марианна борющаяся» и «Марианна мудрая». В 1849 году была выпущена почтовая марка с изображением Марианны. В период Второй Империи изображения Марианны были запрещены.

Примерно с 1875 года изображения Марианны стали широко распространяться в официальных учреждениях: департаментах, муниципалитетах, судах.

Вначале это были бюсты изображавшие некий собирательный образ, но с 1970 года была введена новая традиция. Комитетом мэров французских городов прототипом Марианны стала избираться одна из известных красивых женщин страны:


 

1