Вопросы истории

 

 Здесь обсуждаются вопросы по истории вепсского народа и истории вепсского края
 

 Я хочу дать информацию о своей деревне.Её мне как-то предоставил Антон Соболев.
Итак, д. Мягозеро Ленинградской области Подпорожского р-на.

Мягозеро упоминается в 1563 г. в составе Погоста Никольского в Ярославичах (Обонежская пятина):

Дер. на Мяг-озере: 1 дв.
Дер. на Мяг же озере Панфилка Ямышкина, двор пуст
Дер. на Мяг же озере у часовни: 2 дв.
Дер. на Мяг же озере: 2 дв.
Дер. на том же озере: 1 дв.
Починок на Мяг-озере Харитоновский: дв. пуст
Починок на Мяг-озере: 1 дв.
Вот ведь как мало ещё на момент переписи дворов было, а потом деревня какая большая стала!

Смотрите Мягозёрский погост: http://vkontakte.ru/photo-192783_93362426

 

 Пелушский погост.
Никольский погост в Пелушах.
«История церквей во имя Святого Николая Чудотворца и во имя Святого Великомученика Георгия Победоносца, в Пелушском погосте».
Пелушский погост находится в Бокситогорском районе. http://vkontakte.ru/photo-192783_121077710
Церкви расположены в деревне Пелуши. Пелуши красиво расположены на перешейке, между Поповским и Пелушским озерами. Из Пелушского озера у которого находится Пелушский погост, берет начало река Лидь.
Река Лидь, левый приток Чагоды, берет начало из Пелушского озера, связанного протоками с Мялгозером, Мохозером и Святозером, и впадает в Чагоду на 149-м километре. Длина реки-146 километров. Протекает она среди живописных берегов, покрытых лесами. Русло в основном песчаное, плесы чередуются с каменистыми перекатами.
Пелушское озеро вытянуто с северо-запада на юго-восток на 4,5 километра. В центре оно заметно сужается, образуя как бы два плеса. Западный плес окружен высокими берегами, покрытыми смешанным лесом. Береговая линия изрезана рядом заливов и бухт. Восточный плес более мелководный, с низкими берегами, особенно в районе протоки из Мелгозера. Из северо-западной части плеса берет начало река Лидь. При низкой-воде »ли ограниченном времени - маршрут можно сократить, начав его с Поповского озёра, соединенного короткой протокой с рекой Лидь.

Озеро Поповское - с низкими, болотистыми берегами. Протока в Лидь-в северо-западном углу, за островком, илистая, мелкая, с большим количеством коряг и полуразрушенных заколов. Берега топкие. В месте впадения протоки Лидь вьется в низких берегах, обрамленных осокой и тростником.
1917-1918 гг. Пелушский погост входили в Борисовщинскую волость, Тихвинский уезд Новгородская губерния.
1918-1927 гг. В Борисовщинскую волость, Тихвинский уезд, Череповецкая губерния.
1927-1930 гг. В Пожарищенский сельсовет,
Ефимовский район, Череповецкий округ.
1930-1965 гг. В Пожарищенский сельсовет,
Ефимовский район, Ленинградская область.
1965 г. В Пожарищенский сельсовет, Бокситогорский район, Ленинградская область.
В Пелушском погосте Тихвинского уезда в 1496 году возвели первую деревянную церковь во имя Святого Николая Чудотворца. В последствии церковь несколько раз перестраивалась. И в 1780 году на месте прежней церкви построили новую, которая простояла почти 200 лет. Сгорела деревянная церковь 11 августа 1960 года.
Существует разногласие о постройке первой церкви в Пелушском погосте. Как указывают разные источники первая церковь, во имя Святого Николая построена в 1496 году, а первый поп Игнатей упоминается в 1495 году.
Церковь во имя Святого Георгия Победоносца, первая была построена в 1582 году. В последствии несколько раз перестраивалась, и в 1851 году на месте деревянной построили каменную. Церковь была закрыта в 1941 году. Здание сохранилось, находится в полуразрушенном состоянии.
В 15 веке Пелушский погост принадлежал Новгородскому боярину Кузьме Феофитактову.
В приходе погоста в 15 веке было 90 деревень.
Из описания Никольского погоста в Пелушах: «…На Святозере двор, Васько Тимохин. Сеет ржу четверку».
В приходе Никольского погоста в 19 веке, было 42 деревни.
При церкви находились:
1. Церковно-приходское попечительство с 1892 года.
2. Общество трезвости с 1910 года.

 

 3. Попечительство о воинах с 1915 года.
4. Церковно-приходская школа с 1898 года.
На каждый приход или селение был составлен отдельный синодник. В синоднике Никольского погоста в Пелушах указаны:
Священно служители церквей.
1.Поп Игнатий год службы - 1495.
2.Поп Афонасей год службы - 1582.
3.Священник Прокопий (Поташев) год службы - 1853-1894.
Дата смерти 01.06.1894год.
4.Священник Иоанн (Смарагдин) год службы - 1894-1918.
5.Священник Леонид (Добротин) год службы - ?-1918.
Другие церковнослужители.
Дьяк Федько год службы - 1495.
Пономарь Завьялко и Дьячёк Истомка упоминаются в 1582 году
Также имеют имена служителей церкви конца 19 начало 20 века, а именно:
Дьячёк Дмитрий (Дмитревский)
Пономарь Платон (Недорослев)
Псаломщик Николай Иванович (Ручьевкий)
Псаломщик Валентин (Ручьевский)
Псаломщик Александр (Шнозерский)
Псаломщик Иван (Веселовский)
Псаломщик Леонид (Смарагдин)
Миряне служители церкви.
1.Проскурница Степанида год службы 1582.
2.Староста Дмитрий (Марков) год службы- 1875.
3.Староста Василий (Дмитриев) год службы- 1887-?.
4.Староста Михаил (Иванов) год службы- 1919.
5.Учительница Клавдия (Романова) год службы- 1916
В 18 веке Пелуши стали принадлежать Роману Яковлевичу Качалову.
Роман Яковлевич Качалов 1725-1798. На службе с 1748 года. Придворный дворянства Тихвинского (1779-1783) и Боровичского уездов Новгородской губернии. Главноуправляющий новгородскими имениями А.В.Суворова. Был адьютантом Петра III. Руководил строительством дворца Петру III в Оренбурге. В 1780 году купил у Римского-Корсакова имение Пелуши Тихвинского уезда более14 тыс. рублей.
Для потомков Романа Яковлевича Пелуши становится родовым гнездом, а кладбище Пелушского погоста родовая усыпальница, несмотря на то, что другие имения рода Качаловых находились в соседних с Тихвинским, Белозерским и Боровичским уездах Новгородской губернии. Усадьба Качаловых находилась в 3-х километрах от Пелушского погоста, она стояла перед мостом между деревнями Пожарищем и Петровым.
После покупки погоста, в одном из самых Живописных мест на востоке Тихвинского края на возвышенности между двух озер вместо обветшалой церкви старинного Никольского погоста (Пелушского) известного по писцовой книге 1496 года, возвели новую деревянную Никольскую церковь. Простояла она без малого 200 лет.
Роман Яковлевич Качалов имел двоих сыновей Алексея и Александра. Александр переехал в усадьбу, Костыново которую ему подарила его мать.
Алексей был адмиралом эскадры, а когда ушел в отставку, то поселился в Койгушах (Егорьевский погост в Койгушах). Скончался Александр Романович Качалов в 1835 году и
 

 похоронен на кладбище в Пелушах, рядом с ним в 1845 году был похоронен его сын Иван Александрович Качалов.
С именами Качаловых связано строительство церквей в Пелушах. В описаниях результатов натуральных архитектурных исследований проводившихся в Бокситогорском районе в 80-х годах XX века, отмечено, что церковь Георгия в 1851 году построена на средства Тихвинского землевладельце Николая Александровича Качалова. http://vkontakte.ru/photos.php?act=show&id=-1927...
Рядом находилась церковь постройки, сооружение его деда Романа Яковлевича Качалова.
В плане каменная Георгиевская церковь представляет собой вытянутый четырехугольник основного объёма и двух пристроек: пятигранной апсиды с востока и притвора – колокольни с запада. Стены постройки сложены из красного привозного кирпича. Общие размеры всей постройки 9,5х21 м. Отмечалось, что состояние постройки было удовлетворительное и как памятник архитектуры она типична для подобных построек середины XIX века выполненных по проекту.
Деревянная Никольская церковь ярусного типа, имела планировочные и конструктивные приемы, характерны XVIII веку, и была построена народными мастерами на высоком уровне. Церковь имела интересный, выразительный архитектурно-художественный облик и долгое время играла роль градостроительной динамики в окружающем ландшафте, усиленной расположением зданий на высоком месте между двух озер: Пелушским и Поповским. Для нашего края это чрезвычайно интересный пример удачного древнерусского зодческого приема. Она построена более двухсот лет назад, бала свидетельницей не только появления дворянского рода Качаловых на Пелушской земле, но и их исхода из неё к концу XIX века. Пелушские потомки Романа Яковлевича Качалова после реформы 1861 года продали свои земли и подались в большие города. В бурный ХХ век усадьба и имения Качаловых исчезли с лица земли.
Одной из дат, отмечаемых в календаре южных вепсов, а именно на Никольском погосте как hebon proznik (лошадиный праздник), является – MAKOVANPA (Маковеев день).
В этот день поп служил молебен, святил на озере воду, а собравшиеся из разных деревень жители купали в озере лошадей и купались сами: «Чтобы лошади были здоровыми, мужчины должны были въехать в воду сидя на лошади верхом.
На Пелушском погосте МАКОВЕЙ отмечается 14 (1) августа.
Этот праздник имеет особенность, собравшиеся на кладбище из разных деревень люди
С утра, примерно часов до12 поминают усопших. А после на кладбище устаивают пляски, играют на гармошках, поют песни. После 12 часов устраивают праздник для себя.
В 1998 и 2001 году в Пелушах проводились реставрации церкви Святого Георгия.
Кто-то спросил молодых людей, выносивших мусор из храма св. Георгия в Пелушах: "Для кого вы все это делаете? Ведь вокруг нет ни одного дома..." Кто-то из ребят ответил: "Для Бога».
"Копье святого Георгия" - так назывался последний 34-й православный детский лагерь, состоявшийся с 30 июня по 13 июля близ дер. Боброзеро. Одно из важнейших направлений деятельности разведчиков - церковное трудовое послушание. Во время Рождественского лагеря 1998 года, прошедшего в гостеприимном Сомино, разведчики услышали о разрушенном и заброшенном храме св. вмч. Георгия Победоносца в покинутой деревеньке Пелуши недалеко от Боброзера.
Расчисткой храма в Пелушах занимались в основном школьники. Они выносили из храма с помощью лопат и носилок тонны мусора. выносящих из храма с помощью лопат и носилок в буквальном смысле тонны мусора, битого кирпича, ржавого листового железа, остатков сгоревших перекрытий и балок нанесенной временем земли
9 июля 1998 года в 16.20 совершилось из ряда. вон выходящее событие, запомнившееся всем: во время расчистки алтаря на противоположной стене храма разведчики увидели лик неизвестного им святого и восприняли это как благословение на их труды.

 

 О восстановлении храма в Пелушах силами молодых людей стало известно русским соотечественникам за рубежом. Конгресс русских в Америке в лице его вице-председателя Б. А. Анисимова - сына русского офицера - оказал помощь в организации лагеря и восстановлении Георгиевского храма. К исходу лагеря было расчищено уже более половины храма. На этом восстановление церкви закончилось.
В 18 километрах от Пелуш до 1764 года существовал монастырь Лепрудская (она же Лепруйская, Лепруцкая) пустынь, в 6 км к западу от деревни Радогощь. После упразднения в 1764 году храм ее стал приписным к Койгушскому погосту. Церковь работала до 1941 года после закрытия, здание церкви было разрушено. Пятницкая Лепрудская пустынь основана до конца XVII века.
В 7 километрах от Пелушей находится деревня Боброзеро. В 20 веке в деревне находилась часовня во имя Святого Миколы. В 1990-х была возведена новая часовня, во имя преподобного Серафима Саровского.
В 2-х километрах от Пелушей находится деревня Остров. http://vkontakte.ru/photo-192783_121087067 В деревне имеется часовня, на углу часовни есть камень, на котором якобы находятся отпечатки следов Иисуса Христа. http://vkontakte.ru/photo-192783_121087788 Часовня постройки 18 века, относится к типу редко встречаемых, «поженых» сооружений. Их возводили в средней полосе России на заливных лугах, в близи хлебных нив в честь памятных событий и сельских праздников летне-осенего периода. В деревне Остров 31 августа отмечается праздник день Флора и Лавра.
«Как поселение Пелуши по данным админисративно-территориальных справочников не существует. Деревянную церковь в 1960 году сожгли. И осталась в Пелушах полуразрушенная Георгиевская церковь, ждущая рестоврации.


 

 ДЕРЕВНЯ ПОЖАРИЩЕ. Бокситогорский район.
1917-1918 гг. Входила в Борисовщинскую волость, Тихвинский уезд Новгородская губерния.
1918-1927 гг. Входила в Борисовщинскую волость, Тихвинский уезд, Череповецкая губерния.
1927-1930 гг. Входила в Пожарищенский сельсовет,
Ефимовский район, Череповецкий округ.
1930-1965 гг. Входила в Пожарищенский сельсовет,
Ефимовский район, Ленинградская область.
1965 г. Входила в Пожарищенский сельсовет, Бокситогорский район, Ленинградская область.
В 1911 году деревня Пожарище входила в Борисовщинскую волость 3-го стана, 5-го земного участка.
Было 25 поселений занятых постройками .25 жилых строений . Число мужчин -77, число женщин -73 . Обоего пола -150 человек.
От уездного города деревня находилась в 108 верстах, от железнодорожной станции -70 верст, от пароходной пристани -210 верст, от школы -3 версты , от приходской церкви -4 версты. Главное занятие жителей -земледелие.
В 1973 году деревня Пожарище входила в Бокситогорский район Пожарищенский сельсовет. Центральная деревня Пожарище. Ближайшая железнодорожная станция - Заборье. там находился совхоз "Подборовский".
Существует топонимическое предание, связанное с именем Петра 1, о происхождении названия д. Пожарище: В раннее время деревня Пожарище называлась по-другому. В начале 18 века Петр 1 был в деревне Пожарище. Была осень. Он попросился ночевать, но так как здесь проживали вепсы и русских они боялись, его ночевать не пустили. На окраине деревни стоял пустой дом , чтобы не замерзнуть , царь поджёг этот дом .На пожар пробежали люди, тут он и признался что он царь . Он сказал: " Назовите вашу деревню Пожарище и в документах и везде такое назвение будет. Проверю".
В 30-е годы в Пожарище было около 30 семей.
У Пожарища была построена ГЭС, которая работала до 1963 года , мощностью 10 тыс. кВат, с двумя турбинами.
Были в Пожарище мельница и маслобойка, также был колхоз "Маяк социализма".
До революции все здешние леса, озера принадлежали помещику Качалову. хочешь дерево срубить, рыбу половить к нему иди, спрашивай. Усадьба его стояла на горе перед мостом между Пожарищем и Петровым.

 

 Очень интересно, спасибо. Я дала по тексту некоторые ссылки на фото в альбомах. Можете их ещё сами добавить, так интереснее и нагляднее читается.
А вообще я порадовалась тому, что молодые люди собирают и знают историю родного края. Значит, не всё потеряно?)))
 

 Продолжение к истории Пёлушского погоста.
Одной из дат, отмечаемых в календаре южных вепсов, а именно на Никольском погосте как hebon proznik (лошадиный праздник), является MAKOVANPA (Маковеев день).
В этот день поп служил молебен, святил на озере воду, а собравшиеся из разных деревень жители купали в озере лошадей и купались сами: «Чтобы лошади были здоровыми, мужчины должны были въехать в воду сидя на лошади верхом.
На Пелушском погосте МАКОВЕЙ отмечается 14 (1) августа.
Вепсы народ верующий. На Пёлушском погосте почитали животных, птиц, рыб.
Птица часто встречающийся мотив вепсской вышивки. Иногда это фантастические птицы, а чаще известные виды. Возможно, почетение связано с остатками тотемизма, а также с верой в птицу душу.
На старых могилах на Пёлушском погосте можно увидеть изображения птиц.
В 18 километрах от Пелуш до 1764 года существовал монастырь Пятницкая Лепрудская (она же Лепруйская, Лепруцкая), основанная во второй половине XVII века, пустынь, в 6 км к западу от деревни Радогощь на берегу речки Лепрудки. Была основана при содействии местных помещиком Унковских. В 1682 году на месте утраченной пустыни была построена новая деревянная церковь во имя святой Параскевы Пятницы. Строителем церкви был плотник «Олонецкого уезда дворцовой мегорской волости Василий Иванов сын Квасов», подлинный договор которого, датирован 20 сентября 1681 года, хранился в архиве Тихвинского Успенского монастыря. Главная достопримечательность удаленной обители месточтимая икона Параскевы Пятницы, выполненная на доске размерами 16 на 12 вершков. По сведениям И.П. Мордвинова, составившего рукописный исторический очерк пустыни, из принадлежностей обители XVII века сохранился антимист 1670 года и синодик, находящийся в Румянцевском музее. В нём упомянуты священно- иноки пустыни Геронтий, Игнатий, Александр, Яков. Обитель большую часть своего существования находилась в приписке к Тихвинскому Успенскому монастырю. Церковь работала до 1941 года после закрытия, здание церкви было разрушено. Пятницкая Лепрудская пустынь основана до конца XVII века.

 

 В 17 километрах от Пёлуш находится деревня Сидорово. В деревне почиталось дерево можжевельник. Дерево стояло на холме, в праздник Пасхи На него вешали ленточки, и приносили жертвы. К этому же дереву весной, в первый день выгона скота (23 апреля), рано утром приходили хозяева домов, после обхода своих дворов, разбивали о ствол яйцо, которое здесь же съедали. Так же в деревне Сидорово проводился интересный южно вепсский скотоводческий праздник 21 июля в честь Казанской иконы Божьей Матери.
Праздник имеет два названия церковный Казанская и народный Сырное Воскресенье. В этот день жители деревни приходили к часовне с коровами лошадьми, приносили главным образом молочные продуты: творог, масло, сметану, а так же яйца, выпеченные изделия, деньги. Молочные продукты освящались у иконы, а затем складывались в большие ведра и раздавались беднякам, у которых не было коров. После этого процессия с иконой шла к озеру. Икону мыли в озере, а затем, животных проводили под иконой и купали в озере «Для здоровья». По рассказам местного населения праздник возник по случаю падежа численности скота, который охватил когда-то южно вепсские деревни. Во избежание этого бедствия жители деревни Сидорово на «Казанскую» по дорогам ведущим в деревню, установили деревянные кресты и зажгли их огнем, добытым трением. Возможно в это же время возник праздник Знаменье в деревне Пожарище. Исследования народного названия наводит на мысль о том, что праздник «Казанская», установленный по завету, послужил какой-то старинный скотоводческий праздник, проводимый у южных вепсов примерно в это же время. Этот праздник, как видно из названия - «Сырное Воскресенье» в прошлом должен был совершаться не в какой-то определенный день недели, а именно в воскресенье. Слова «сыр» и «Сырный», составляющие первую часть названия праздника, были заимствованы вепсами из церковного календаря. Употребление определения «Сырный» для праздничного воскресенья, вероятно, было связано не только с основным жертвоприношения в этот день, но и с временем празднования между двумя постами: Петровским и Успенским, когда разрешалось употреблять продукты животноводства. У русского населения слово «Сырный» - также чаще всего используется для различения постной и скромной пищи, связанной с постами. Заветный праздник «Казанская» вобрал в себя помимо народного названия некоторые обряды старинного праздника: жертвоприношений, распределение продуктов животноводства между бедняками.

 

 В 7 километрах от Пелушей находится деревня Боброзеро. В 20 веке в деревне находилась часовня во имя Святого Миколы. В 1990-х была возведена новая часовня, во имя преподобного Серафима Саровского.
В деревне Белое Пёлушского погоста, почтительное отношение сохраняется к медведю, волку и щуке. Щучью голову иногда прибивают над дверью, а также надевают на пояс жениху во время свадьбы. В деревне Белое отмечается праздник Иванов день 7 июля.
В 2-х километрах от Пелушей находится деревня Остров. В деревне имеется часовня, на углу часовни есть камень, на котором якобы находятся отпечатки следов Иисуса Христа. Часовня постройки 18 века, относится к типу редко встречаемых, «поженых» сооружений. Их возводили в средней полосе России на заливных лугах, вблизи хлебных нив в честь памятных событий и сельских праздников летне-осенего периода. В деревне Остров 31 августа отмечается праздник день Флора и Лавра.
В 3 км от деревни Пёлуши находится деревня Пожарище. Существует топонимическое предание, связанное с именем Петра I, о происхождении названия деревни Пожарище. До начала XVIII века деревня называлась по другому. В начале XVIII века при строительстве Тихвинской водной системы Петр I ,был в деревне. Была осень. Он попросился ночевать, но так как здесь проживали вепсы, а русских они боялись, его ночевать не пустили. На краю деревни стоял пустой дом. Чтобы не замерзнуть царь, или для привлечения внимания людей, поджог этот дом. На пожар сбежались люди, тут он и сказал людям, что он царь. И он сказал: «Назовите вашу деревню Пожарище и в документах и везде такое название будет. Проверю». В деревне Пожарище отмечается праздник Знаменье 10 декабря. По рассказам местных жителей стали отмечать его в начале XX века. В деревне стали гибнуть домашние животные. И люди во избежание бедствия в церковный праздник Знаменье, на краю деревни разожгли большой костер, и с иконами в руках ходили вокруг костра и читали молитву.
В деревне Красный Бор, Пёлушского погоста, в деревне имеется часовня сложный постройки примерно конца XVIII начало XIX века. Это сложный безалтарный храм на среднем подклете с висящей на консолях трехсторонней галереей под навесом на резных круглых столбах и крыльцо на срубном основании. Венчает храм крест на пьедестале в виде эмбриона или рудимента покрытой лемехом главки, напоминающей сосновую шишку.
В деревнях Кортало и Петрово Пёлушского погоста Тихвинского уезда отмечается праздник Никола Зимний 19 декабря.
Во всех деревнях Пёлушского погоста отмечается праздник Покров 14 октября.

 

1